Top.Mail.Ru

3.2 Технология воздушной войны в «Битве за Британию»

11.06.2024

В 1940 году германская «оперативная воздушная война» впервые дала сбой. Если Французская кампания была проведена Люфтваффе образцово, в очередной раз доказав высочайшую эффективность взаимодействия с войсками на поле боя, то в ходе «Битвы за Британию» поставленные цели достигнуты не были. Постепенное (с 1936 года) смещение внимания по спектру от стратегического к тактическому полюсу, перенапряжение материальных сил и игнорирование стратегических принципов «оперативной воздушной войны» сыграли с немцами злую шутку. Сформулированное в Инструкции № 16 превосходство в воздухе как предпосылка для успеха стратегических бомбардировок изначально оказалось недостижимым из-за недостаточной дальности полета немецких истребителей и бомбардировщиков, а также большого количества и высокого качества британских ВВС и ПВО.

1 августа 1940 года Гитлер подписал директиву № 17 «Ведение воздушной и морской войны против Англии». В ней было сказано: «Германские ВВС должны, используя все имеющиеся силы, как можно быстрее подавить английскую авиацию». При этом авиационные удары следовало направить «в первую очередь, против боевых авиационных частей противника, их аэродромов и органов снабжения, а также против авиационной промышленности, включая заводы, производящие зенитное вооружение».[130] Успех Люфтваффе должен была обеспечить операцию «Морской Лев» - наземное вторжение в Британию.

Английская противовоздушная оборона уже в самом начале войны отличалась хорошей организационной и технической оснащенностью. Ее основой была многочисленная истребительная авиация, вооруженная первоклассными «Харрикейнами» и «Спитфайрами», в распоряжении которой для базирования и маневра имелась густая сеть стационарных и полевых аэродромов. Ее поддерживали глубокоэшелонированная комплексная система зенитно-артиллерийских позиций, местной противовоздушной обороны и система военно-воздушной разведки и оповещения. В 1940 году англичане массово поставили в строй радиолокационные станции длинноволнового диапазона, что вывело их ПВО на качественно новый уровень. Новые РЛС были расположены сплошной цепью вдоль всего южного и восточного побережья Англии. Они давали около часа форы на принятие решений, взлет и перехват немецких самолетов.[131]

Сам Геринг рассматривал операцию, названную «Орлиное нападение» (Adlerangriff), как комплексный мощный удар силами трех воздушных флотов (2-го, 3-го и 5-го), но для этого требовался определенный подготовительный период и устойчивая хорошая погода. 12-15 августа немцы провели первую серию налетов по станциям РЛС, аэродромам и объектам инфраструктуры в юго-восточной Англии. Их результат оказался обескураживающим – противовоздушный заслон англичан оказался слишком силен, никаких решительных результатов не достигнуто, но понесены непредвиденно большие потери.

Поскольку теперь о внезапном уничтожении самолетов по английских аэродромах и быстром завоевании господства в воздухе не могло идти речи, 19 августа план операции, к которой теперь привлекались силы двух воздушных флотов (3-го и 2-го) был пересмотрен и предусматривал активность главным образом на побережье и в районе Лондона с тем, чтобы в завязавшихся воздушных боях уничтожать истребительную авиацию и инфраструктуру противовоздушной обороны Англии. Дополнительными мощными ударами предполагалось выводить из строя основные британские аэродромы и объекты авиационной промышленности в глубине страны.[132]

В полную силу грандиозное воздушное сражение вспыхнуло 24 августа 1940 года, когда в течение дня немцы провели сразу шесть массированных налетов на различные города и объекты на юге Англии. Ночью бомбы трижды падали на Лондон, как потом заявляли немцы, в результате навигационных ошибок. В ответ на это Черчилль потребовал атаковать Берлин. В последующие недели воздушное сражение выродилось в бескомпромиссную борьбу на истощение кадровых резервов противника (в первую очередь летчиков-истребителей), причем обе стороны не гнушались расстрелами сбитых пилотов в воздухе или поисковых команд в море.

В первых числах сентября у немецкого командования сложилось впечатление, что оно все-таки смогло подорвать боеспособность истребителей Королевских ВВС и критически ослабить ПВО вокруг Лондона. На совещании в Гааге 3 сентября Геринг потребовал перенести главный удар на Лондон. Главной задачей Геринг видел нанесение таких ударов, которые англичане не смогут оставить без ответа, вынудить оставшиеся биртанские истребители принять бой и уничтожить их в воздухе. 4 сентября Гитлер на площади Спортплац в Берлине произнес речь, в которой, в частности, объявил о будущих бомбежках городов Великобритании. Предлогом для этого «удара мщения» стал налет группы британских бомбардировщиков на Берлин ночью с 25 на 26 августа, который сам по себе был ответом на удар по Лондону ночью с 24 на 25 августа.

Налет на Лондон был назначен на 7 сентября. 6 сентября Геринг с помпой прибыл в Кале, где объявил, что берет лично на себя командование налетами на Лондон. На следующий день на британскую столицу обрушилось сразу 348 бомбардировщиков и 617 истребителей, шедших несколькими волнами. Хотя в перечне целей в основном были суда на рейде, объекты промышленности и транспортной инфраструктуры, в результате налета погибло около 400 мирных жителей, был нанесен большой ущерб жилым кварталам британской столицы в районе доков. Это стало первым звеном целого ряда массированных бомбардировочных налетов на большие города, правомерно получивших квалификацию террористических. Ночью и днем 8 сентября Лондон подвергся еще одной массированной бомбардировке, ее жертвами стали еще 412 человек. Однако заявленные немцами цели вовсе не были достигнуты, и вскоре стало понятно, что, что немецкий план не работает, так как англичане успешно противодействуют и успевают возместить свои потери, тогда как немецкие потери становятся все более чувствительными. Определяющим фактором стало то, что на широте Лондона у немецких истребителей оставался небольшой запас горючего, поэтому они не могли ввязываться в затяжные воздушные бои и зачастую вынуждены были оставлять свои бомбардировщики без прикрытия, чем незамедлительно пользовались англичане, старавшиеся перехватывать оставшиеся без эскорта машины. Это привело к значительному росту потерь в немецкой бомбардировочной авиации.

После небольшой паузы, связанной с плохой погодой, Геринг предпринял еще одну отчаянную попытку исправить положение. Днем 15 сентября Лондон подвергся двум массированным налетам силами 500 бомбардировщиков и 620 истребителей. Немцы планировали, что смогут связать боем и уничтожить истребительную ПВО столицы. Ожесточенное воздушное сражение над городом шло с 10.10 утра до 15.45. По его итогам немцы потеряли 58 самолетов сбитыми и 20 поврежденными, англичане – 29 самолетов сбитыми и 21 поврежденным.[133] День 15 сентября стал в Великобритании праздником и теперь называется «Днем битвы за Британию».

Провал налетов на Лондон сыграл глобальную стратегическую роль – под его впечатлением Гитлер отложил реализацию операции «Морской Лев» до лучших времен и обратил свой взгляд на восток.

На оперативном уровне командованию Люфтваффе стало понятно, что дневные бомбардировки сопряжены с большими проблемами. Сами по себе рейды бомбардировщиков неплохо справлялись с задачей выманивая английских истребителей, но они были сопряжены с большими потерями, и с точки зрения бомбометания наиболее эффективными и точными показали себя ночные налеты. Это привело к изменению характера немецкого воздушного наступления на Великобританию. Немцы перешли от общестратегической кампании к бомбардировкам отдельных военных, промышленных и транспортных целей в южной и центральной Англии. Ночные бомбежки поначалу не отличались концентрацией и системностью. Главной целью немецких налетов оставался Лондон, налеты на остальные британские города носили спорадический характер. В октябре 1940 года на Великобританию было сброшено 8 200 тонн бомб, из них только 820 тонн пришлось на дневные бомбежки. Основная масса - 5400 тонн бомб была сброшена на Лондон.[134] Наиболее мощным в октябре 1940 года был налет в ночь с 14 на 15 октября, когда город атаковали 380 немецких бомбардировщиков, которые сбросили на город около 450 тонн бомб.

Кардинальное изменение тактики ночных налетов немцев произошло в ноябре 1940 года. Поскольку к этому моменту стало понятно, что вторжение не состоится, и налеты на столицу Великобритании не приносят должного психологического эффекта, командование Люфтваффе приняло решение о проведении серии массированных ночных воздушных налетов на крупные города Великобритании. Операция получила кодовое название «Лунная соната» (Mondscheinsonate). Первой целью в рамках новой стратегии немцами был выбран город Ковентри в самом центре Великобритании, который заодно являлся крупным промышленным центром. Планировка города, была характерна для британских индустриальных центров, получивших развитие в ходе промышленной революции, фабрики и заводы находились вперемешку с жилыми районами, поэтому и немцы и англичане отдавали себе отчет в том, что удары по промышленности города непременно приведут к жертвам среди гражданского населения, но это, разумеется, никого не остановило.[135]

Немецкий налет начался в 19.20 14 ноября 1940 года. Немецкие «следопыты» сбросили на цель зажигательные бомбы в четырех точках, маркировав, таким образом, область бомбардировки. Бомбардировщики, следовавшие за ними, отметили четкие очаги пламени, обозначающие цель. Самолеты первой волны несли в основном тяжелые фугасные авиабомбы для разрушения наземной инфраструктуры: водопровода, электроснабжения, линий связи. Эти действия должны были серьезно затруднить англичанам борьбу с пожарами, неизбежно возникающими после того, как следующие за первой волной самолеты сбросят на город десятки тысяч зажигательных бомб. Бомбежка города продолжалась до 6-15 часов утра 15 ноября 1940 года. В результате немецкого налета было уничтожено 18 заводов, 4300 домов, центральная часть города была полностью разрушена, включая кафедральный собор Ковентри. Несмотря на масштаб разрушений, человеческие жертвы были невелики - погибло 568 человек, 863 человека было тяжело ранено, 393 получили легкие ранения, при том, что население города составляло более 60 тысяч человек. Низкий уровень потерь был обусловлен тем, что значительная часть населения покидала город после окончания рабочего дня, а оставшиеся люди успели укрыться в бомбоубежищах, поскольку сигнал о воздушной тревоги был передан за два часа до начала налета.[136]

Через пять дней после налета на Ковентри, немецкая авиация атаковала Бирмингем, который являлся самым густонаселенным городом Великобритании после Лондона. На город была проведена серия крупных налетов, в ходе которых на город было сброшено 1852 тонны фугасных бомба также несколько сотен тысяч зажигательных бомб. В результате немецких налетов погиб 2241 человек, 6 682 человека было ранено, 12 391 дом, 302 промышленных предприятия и 239 общественных зданий было повреждено. 

Интенсивные налеты германской авиации на английские города продолжались до мая 1941 года с некоторыми перерывами. Практика налетов крупных масс бомбардировщиков без истребительного сопровождения привела к быстрому росту потерь, но никак не снизила возможности или волю англичан к сопротивлению. Фактически уже к концу осени стало понятно, что не будет никаких результатов, кроме очевидного уничтожения германской бомбардировочной авиации через несколько месяцев такой войны. В стратегическом смысле воздушное наступление гитлеровской Германии на Великобританию потерпело крах.

На тактическом уровне рост роли ночных полетов усилил значение средств, позволяющих осуществлять навигацию вслепую. В описываемый момент имелось три основных способа навигации воздушного судна: по визуальному ориентированию на местности, по штурманским расчетам (по-немецки, Koppelnavigation) и, самый новейший – по радионавигации.

Еще до войны «Люфтганза» разработала коротковолновую систему радионавигации для самолетов, позволявшую им выходить точно на посадочную полосу аэродрома в непогоду или при плохой видимости. В основе системы лежала идея узкого модулированного луча, вдоль которого двигался самолет. Хотя система в общем-то имела малый радиус действия, тем не менее, она позволяла достаточно надежно выводить самолеты на аэродром даже в ночных условиях. Командование Люфтваффе разглядело в ней потенциал, позволяющий решить проблему навигации в ночных бомбардировочных рейдах.

Первая система ночной навигации, принятая на вооружение Люфтваффе в 1939 году, носила название «Knickebein» («Сломанная нога», по прозвищу одного из мифических воронов древнегерманской мифологии). В основе системы лежал тот же принцип, что и у гражданской системы навигации «Люфтганзы» (правда, на значительно большем расстоянии). Два расположенных рядом стационарных излучателя генерировали два узких луча, которые, пересекаясь, образовывали узкую равносигнальную зону — навигационный луч, направленный точно на цель. Так как одиночный луч мог дать только направление на цель, для установления точного местоположения цели, немцы использовали два луча. Лучи перекрещивались над целью: когда движущийся по одному из лучей бомбардировщик принимал сигнал второго луча, его экипаж понимал, что оказался в точке пересечения прямо над целью и немедленно сбрасывал бомбы. Англичане довольно быстро разобрались в принципе действия этой системы и выработали средства противодействия в виде детекторов сигналов и ложных приводных лучей, которые генерировались на стандартных частотах.[137]

Летом 1940 года была разработана новая немецкая радионавигационная система, получившая название «X-Gerät» или «Вотан I». В ее основе лежала система из четырех узких лучей, каждый из которых носил название реки. Главный приводной луч назывался «Везер», он был направлен точно в сторону цели. Примерно за 30 км до цели летящий по лучу «Везер» самолет начинал последовательно пересекать три других поперечных луча, носивших названия «Рейн», «Одер» и «Эльба», которые автоматически включали аппаратуру, приводившую к сбросу бомб точно в назначенном месте. Командование британских ВВС смогло разгадать принцип работы этой системы и предпринять меры противодействия ей только после того, как в ноябре 1940 года был обнаружен разбившийся Не-111 с бортовой аппаратурой «X-Gerät». Противодействие в итоге было организовано путем дублирования луча «Эльба».

Радионавигационная аппаратура «X-Gerät» летом 1940 года была смонтирована на бомбардировщиках Не-111Н3 100-й бомбардировочной группы (KGr.100). Эта группа была сформирована еще в 1938 году как опытная часть для экспериментов с так называемыми «Х-лучами». 17 августа 100-я группа была переведена в состав 3-го воздушного флота с целью участия в ночных налетах на Великобританию. За оставшиеся месяцы 1940 года она совершила десятки боевых вылетов на Лондон, Бирмингем, Ковентри, Дерби и Ливерпуль, превосходно себя зарекомендовав. Чаще всего самолеты этой группы выступали лидерами, в ночной тьме или при плохой погоде ведущими за собой отдельные части основной массы участвующих в налете бомбардировщиков других соединений. Вскоре к ним приклеилось наименование «Pfadfinder» - «первопроходцы или следопыты», прообразы англо-американских «патфайндеров».

Каждый ночной боевой вылет тщательно планировался в штабах воздушного флота, авиакорпусов и эскадр. Перед вылетом в авиагруппах проводилось подробное совещание и инструктирование со всеми членами экипажей с эскизами полета, доводились: задача, место старта, цель, различные курсы, высоты и дистанции, географические пункты, вспомогательные средства навигации.[138] Главным методом навигации по-прежнему оставались Koppelnavigation – штурманские расчеты. Ни в коем случае не разрешалось полагаться только на электрические устройства или радионавигацию. К целевому району указывалось на средних высотах. Каждый член экипажа при выходе в целевой район обязан был искать на местности цель. Для ориентирования использовались реки, каналы и т.п, особенно при свете луны. Опытные экипажи выделялись в передовые «осветители» (Beleuchter), для предварительной маркировки целевого района зажигательными бомбами или осветительными «люстрами» для следующих экипажей.[139] Для этой же цели использовались «пфадфиндеры» с оборудованием радионавигации на борту.

Были выработаны специальные рекомендации по выбору бомб для поражения различных целей при ночных налетах:

На промышленные объекты и склады с горючим, а также хорошо защищенные цели рекомендовалось использовать в больших количествах 50-кг фугасные и осколочные бомбы (SD50, SC50), большое количество которых позволяло повысить вероятность попадания в цель, по сравнению с немногочисленными тяжелыми бомбами. Против промышленных объектов рекомендовались бомбы с замедлением взрывателей. Зажигательные бомбы советовалось использовать для бомбардировки по площадям (к примеру, 2,5х1,5 км), сбрасывать против ветра, с интервалом 20-30 м между кассетами. Для предварительной маркировки целей (на промышленные объекты, комплексы зданий и т.п.) рекомендовались 50-кг бомбы SC50 или SD50. Отмечалось, что их действие увеличивает воспламеняемость разрушенных зданий и затрудняет работу пожарных команд. Следовало учитывать большое рассеивание зажигательных бомб.

Типовая загрузка бомбардировщика Ju 88 или He-111 при дальности полета в 300-400 км выглядела следующим образом: 4х250-кг и 10х50-кг, или 28х50-кг, или 32 кассеты с зажигалками (1152 бомбы).[140] Кассеты с зажигательными бомбами также часто подвешивали в пропорции, примерно равной по весу осколочным и фугасным бомбам.

____________________

[130] Маршалль Вильгельм. Вторая мировая война на море и в воздухе. Причины поражения военно-морских и воздушных сил Германии. — М.: Центрполиграф, 2011

[131] Deighton Len. Battle of Britain. Jonathan Cape Ltd, 1980

[132] Parker, Mathew. Battle of Britain, July – October 1940. London: Headline, 2001

[133] Terraine, John (1985). The Right of the Line: The Royal Air Force in the European War, 1939–1945. London: Sceptre Publishing.

[134] Parker, Mathew. Battle of Britain, July – October 1940. London: Headline, 2001

[135] ЦАМО Ф.500 оп.12452 д.527, стр.171

[136] Parker, Mathew. Battle of Britain, July – October 1940. London: Headline, 2001

[137] Е.Федоров. Радиоэлектронная борьба. «Война магов». Ч.1, Ч.2 https://topwar.ru/

[138] Кессельринг А. Люфтваффе: триумф и поражение. Воспоминания фельдмаршала Третьего рейха. 1933–1947. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003

[139] ЦАМО Ф.500 оп.12452 д.107, стр.274-276

[140] ЦАМО Ф.500 оп.12452 д.107, стр.335-337

Другие статьи

  • Глава III. Люфтваффе - опасный враг. 3.1 Германский путь - «оперативная воздушная война»
    11.06.2024
    66
    Глава III. Люфтваффе - опасный враг. 3.1 Германский путь - «оперативная воздушная война»
    11.06.2024
    66
    Первая мировая война стала настоящим инкубатором для многочисленных революционных военных, военно-технических и военно-экономических идей и технологий...
    смотреть
  • 3.3 Начало войны с Советским Союзом
    11.06.2024
    108
    3.3 Начало войны с Советским Союзом
    11.06.2024
    108
    Опыт, полученный командованием Люфтваффе в ходе «битвы за Британию», отразился при стратегическом планировании нападения на СССР. В своей директиве № ...
    смотреть
  • 3.4 Вооружение бомбардировочной авиации Германии
    11.06.2024
    121
    3.4 Вооружение бомбардировочной авиации Германии
    11.06.2024
    121
    Бомбардировщик Юнкерс Ju 88А-5[148] (типичные летные характеристики) Скоростной средний серийный бомбардировщик с двумя двигателями Jumo.21...
    смотреть