3.3 Начало войны с Советским Союзом
Опыт, полученный командованием Люфтваффе в ходе «битвы за Британию», отразился при стратегическом планировании нападения на СССР. В своей директиве № 21 от 18.12.1941, центральном документе подготовки плана «Барбаросса», Гитлер категорически отказался от идеи стратегических бомбардировок: «В целях сосредоточения всех сил для борьбы против вражеской авиации и для непосредственной поддержки сухопутных войск не следует во время операции подвергать нападению объекты военной промышленности. Подобные нападения, и прежде всего в направлении Урала, будут стоять на повестке дня только по окончании маневренных операций.»[141] На первый план выводилась задача поддержки действий сухопутных войск на главных направлениях.
При этом в директиве № 21 предусматривалась возможность косвенной воздушной поддержки в виде разрушения коммуникаций, ведущих к фронту и железных дорог: «Русские железные дороги и пути сообщения в зависимости от их значения для операции должны перерезаться или выводиться из строя посредством захвата наиболее близко расположенных к району боевых действий важных объектов (речные переправы!) смелыми действиями воздушно-десантных войск.» Одновременно Люфтваффе получали прямое указание: «Выделить максимальные силы для поддержки сухопутных войск с тем, чтобы они как можно скорее могли завершить наземную операцию.» Начальник Главного штаба Люфтваффе, Ганс Йешоннек, уставший от бесплодных налетов на Британию, отреагировал на это так: «Наконец-то правильная война!»[142]
При планировании операции против Советского Союза, командование германских ВВС, опираясь на опыт успешных Польской и Французской кампаний, в опять же в соответствии с принципами, заложенными в Инструкции № 16, снова предполагало сразу же добиться быстрого завоевания господства в воздухе путем неожиданного уничтожения советских ВВС, размещенных в прифронтовой зоне. Все силы авиаразведки были брошены на выявление системы базирования советских самолетов. После завоевания господства в воздухе планировалось использовать авиацию для поддержки продвижения сухопутных войск, как прямыми, так и косвенными методами. Про стратегические налеты, как и было сказано в директиве № 21, речь не велась.
В мае 1941 года немецкие военно-воздушные силы в секторе от Балтийского и Черного морей были разделены на три воздушных флота. 1-й Воздушный флот генерала Альфреда Келлера должен был поддерживать продвижение группы армий «Север», 2-й Воздушный флот Альберта Кессельринга, переброшенный с Запада, – группу армий «Центр», 4-й Воздушный флот Александра Лёра – группу армий «Юг». Отдельную армию «Норвегия» в Заполярье поддерживали части 5-го Воздушного флота. К началу операции «Барбаросса» вдоль советско-германской границы оказалось собрано почти 70% всех боеспособных сил Люфтваффе, в том числе около 1000 бомбардировщиков.
Таблица 3.1 Количество бомбардировщиков в составе 1-го, 2-го и 4-го Воздушных флотов на 22.6.2022[143]
|
|
Ju 88A |
He-111H |
He-111P |
Do-17Z |
1-й Воздушный флот |
|
|
|
|
|
I авиакорпус |
|
|
|
|
|
-KG 1 |
Stab, II, III |
1 |
29 |
30 |
|
-KG 76 |
Stab, I, II, III |
90 |
|
|
|
-KG 77 |
Stab, I, II, III |
91 |
|
|
|
-KGr 806 |
|
30 |
|
|
|
2-й Воздушный флот |
|
|
|
|
|
II авиакорпус |
|
|
|
|
|
-KG 3 |
Stab, I, II |
81 |
|
|
2 |
-KG 53 |
Stab, I, II, III |
|
84 |
2 |
|
VIII авиакорпус |
|
|
|
|
|
-KG 2 |
Stab, I, III |
|
|
|
87 |
-III./KG 3 |
|
|
|
|
44 |
4-й Воздушный флот |
|
|
|
|
|
IV авиакорпус |
|
|
|
|
|
-KG 27 |
Stab, I, II, III |
|
83 |
|
|
-II./KG 4 |
|
|
24 |
|
|
V авиакорпус |
|
|
|
|
|
-KG 51 |
Stab, I, II, III |
92 |
|
|
|
-KG 54 |
Stab, I, II |
71 |
|
|
|
-KG 55 |
Stab, I, II |
|
82 |
|
|
Итого |
|
456 |
302 |
32 |
133 |
Воздушный флот Люфтваффе (Luftflotte) – это высшее стратегическое объединение ВВС Германии, включавшее в себя соединения и части, объединенные в авиакорпуса (Fliegerkorps), авиакомандования (Fliegerführer) или авиадивизии (Fliegerdivision), зенитно-артиллерийские корпуса (Flakkorps) или дивизии, части разведки (Aufklärung), связи (Luftnachrichten), метеослужбы, аэродромного и наземного обеспечения (Bodenorganisation) и т.д. На середину 1941 года в Люфтваффе имелось пять воздушных флотов, три из которых приняли участие во вторжении в СССР в полном составе и один – частично.
Основными оперативными летными соединениям Люфтваффе были воздушные эскадры (Geschwader), аналогами которых можно грубо считать советские авиадивизии. Эскадры подразделялись на штабную эскадрилью (Stab) и три-четыре авиагруппы (I.-IV. Gruppe), каждая из которых состояла из отрядов (или эскадрилий) (Staffel).
Помимо бомбардировочных эскадр (Kampfgeschwader - KG), в состав каждого авиакорпуса обязательно входила одна истребительная эскадра (Jagdgeschwader - JG) и несколько эскадрилий дальней (Fern-) и погодной (Wetteraufklärung) разведки. Кроме того, 2-му Воздушному флоту, единственному, были приданы эскадры ближнебомбардировочной авиации (StG – пикирующих бомбардировщиков Ju 87, SKG и ZG – истребителей-бомбардировщиков Me-110 и штурмовиков Hs-123). Это было связано с тем, что группа армий «Центр», которой для взаимодействия был назначен 2-й Воздушный флот, должна была играть ведущую роль в операции «Барбаросса», наступать на Москву, и такие самолеты нужны были ей для прокладывания дороги танкам.
Таблица.3.2. Состав сил 2-го Воздушного флота на 22.6.1942[144]
2-й Воздушный флот |
Базирование |
Количество |
Тип самолетов |
|
Stab/A.Gr. 122 |
Warschau |
|
|
|
2.(F)/122 |
Warschau |
8 |
Ju 88 A |
|
|
Warschau |
3 |
Me-110 |
|
|
Warschau |
2 |
Me-109 E |
|
Westa 26 |
Warschau Bielany |
5 |
Me-110 |
|
|
Warschau Bielany |
3 |
He-111 H |
|
|
Warschau Bielany |
4 |
Do-17 Z |
|
Stab/J.G. 53 |
Krzewica |
6 |
Me-109 F |
|
I./J.G. 53 |
Krzewica |
35 |
Me-109 F |
|
III./J.G. 53 |
Subolewo |
38 |
Me-109 F |
|
II авиакорпус |
|
|
|
|
Stab/K.G. 3 |
Deblin |
2 |
Ju 88 A |
|
|
|
1 |
Do-17 Z |
|
I./K.G. 3 |
Deblin |
41 |
Ju 88 A |
|
II./K.G. 3 |
Deblin |
38 |
Ju 88 A |
|
|
|
1 |
Do-17 Z |
|
Stab/K.G. 53 |
Radom |
6 |
He-111 H |
|
I./K.G. 53 |
Grojec |
28 |
He-111 H |
|
II./K.G. 53 |
Radom |
21 |
He-111 H |
|
III./K.G. 53 |
Radzyn |
29 |
He-111 H |
|
|
Radzyn |
2 |
He-111 P |
|
Stab/St.G. 77 |
Biala Podlaska |
3 |
Ju 87 B |
|
|
|
7 |
Me-110 |
|
I./St.G. 77 |
Biala Podlaska |
38 |
Ju 87 B |
|
II./St.G. 77 |
Woskrzenice |
39 |
Ju 87 B |
|
|
Woskrzenice |
1 |
Me-110 |
|
III./St.G. 77 |
Woskrzenice |
35 |
Ju 87 B |
|
Stab/S.K.G. 210 |
Radzyn |
5 |
Me-110 |
|
I./S.K.G. 210 |
Rogozniczka |
41 |
Me-110 |
|
II./S.K.G. 210 |
Rogozniczka |
37 |
Me-110 |
|
Stab/J.G. 51 |
Siedlce |
4 |
Me-109 F |
|
I./J.G. 51 |
Starawies |
40 |
Me-109 F |
|
II./J.G. 51 |
Siedlce |
40 |
Me-109 F |
|
III./J.G. 51 |
Halaszi |
38 |
Me-109 F |
|
IV./J.G. 51 |
Krzewica |
38 |
Me-109 F |
|
1.(F)/122 |
Warschau |
7 |
Ju 88 A |
|
|
|
3 |
Me-110 |
|
VIII авиакорпус |
|
|
|
|
Stab/K.G. 2 |
Arys-Rostken |
11 |
Do-17 Z |
|
I./K.G. 2 |
Arys-Rostken |
35 |
Do-17 Z |
|
III./K.G. 2 |
Lyck |
41 |
Do-17 Z |
|
III./K.G. 3 |
Suwalki |
44 |
Do-17 Z |
|
Stab/St.G. 1 |
Radczki |
3 |
Ju 87 B |
|
|
|
6 |
Me-110 |
|
II./St.G. 1 |
Radczki |
39 |
Ju 87 B |
|
III./St.G. 1 |
Radczki |
39 |
Ju 87 B |
|
Stab/St.G. 2 |
Praschnitz |
3 |
Ju 87 B |
|
|
|
6 |
Me-110 |
|
I./St.G. 2 |
Praschnitz |
35 |
Ju 87 B |
|
III./St.G. 2 |
Praschnitz |
39 |
Ju 87 R |
|
II.(S)/L.G. 2 |
Praschnitz |
38 |
Me-109 E |
|
10.(S)/L.G. 2 |
|
22 |
Hs-123 |
|
Stab/Z.G. 26 |
Suwalki |
4 |
Me-110 C/E |
|
I./Z.G. 26 |
Suwalki |
38 |
Me-110 C/E |
|
II./Z.G. 26 |
Suwalki |
36 |
Me-110 C/E |
|
Stab/J.G. 27 |
Subolewo |
4 |
Me-109 E |
|
II./J.G. 27 |
Berzniki |
40 |
Me-109 E |
|
III./J.G. 27 |
Subolewo |
40 |
Me-109 E |
|
II./J.G. 52 |
Subolewo |
39 |
Me-109 F |
|
2.(F)/11 |
(Suwalki) |
12 |
Do-17 P |
|
-Командующий 2-го Воздушного флота: генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг (1885-1960). До начала войны с СССР занимал должности начальника Главного штаба Люфтваффе и командующего 1-го и 2-го Воздушных флотов. Активный участник «Битвы за Британию». В дальнейшем – главнокомандующий всеми вооруженными силами Германии на юге Европы и в Северной Африке, организатор многочисленных карательных акций против местного гражданского населения. В конце войны – командующий группы армий «Юг» на Западном фронте, в каком качестве попал в плен к американцам. За свои преступления в Италии был приговорен к смертной казни, затем мера наказания была изменена на пожизненное заключение, но в 1952 году был выпущен на свободу «по состоянию здоровья».
-Начальник штаба 2-го Воздушного флота: полковник генерального штаба Ганс Зайдеманн (1902-1967). Бывший начальник штаба «Легиона Кондор» и VIII авиакорпуса. В дальнейшем генерал авиации, командующий различных авиационных соединений в Африке, командир VIII авиакорпуса, командующий силами ВВС в Богемии-Моравии.
-Командующий II авиакорпуса: генерал авиации Бруно Лёрцер (1891-1960), личный друг Германа Геринга. В 1943 году ушел с командных должностей на начальника службы кадров Люфтваффе, и, одновременно, начальника национал-социалистической партийной работы в Люфтваффе.
-Командир VIII авиакорпуса: генерал авиации Вольфрам фон Рихтгофен (1895-1945). Бывший командир «Легиона Кондор» в Испании, инициатор создания специализированного ударно-штурмового VIII авиакорпуса, активный участник Польской, Французской и Балканской кампаний. В дальнейшем – генерал-фельдмаршал, командующий 4-го и 2-го Воздушных флотов. Скончался в американском плену.
План боевых действий группы армий «Центр» заключался в проведении операции на окружение и уничтожении ударами с двух сторон (из районов Брест-Литовска и Сувалок) двумя танковыми группами (2-й и 3-й соответственно) главных сил Западного Особого военного округа, собранных в Белостокском выступе севернее Припятских болот и западнее Минска. Затем, во взаимодействии с группой армий «Север», планировался удар через Смоленск на Москву, с целью захвата советской столицы. В Москве были сконцентрированы все органы управления и значительная часть промышленности европейской части СССР; кроме того, она являлась центральным узлом всей сети железных доро год Поэтому немецкое командование уверенно полагало, что падение Москвы приведет к слому всего «русского сопротивления».[145]
Главной задачей Люфтваффе с началом войны было нанести сокрушающий удар по местам базирования советских ВВС, с целью их уничтожения и завоевания господства в воздухе. Эта задача была успешно выполнена в самый же первый день. В рассветных сумерках 22 июня, все ударные соединения 1-го, 2-го и 4-го Воздушных флотов были подняты в воздух и нанесли удары по известным советским аэродромам, только в небольшой степени обеспечивая непосредственную поддержку войск на поле боя. Бомбардировщики в этот день сделали по 3-4 боевых вылета. Полностью застигнутые врасплох ВВС приграничных округов понесли чрезвычайно тяжелые потери. Немецкое командование отчиталось о 322 советских самолетах, сбитых в воздушных боях или огнем зенитной артиллерии и о 1489 самолетах, не успевших подняться в воздух и уничтоженных на земле. Люфтваффе в этот день потеряли всего 35 машин. Избиение продолжалось и в последующие дни. По итогам первой недели войны, по немецким данным, советская сторона потеряла 4017 самолетов при 150 собственных потерь. В результате Люфтваффе завоевали полное господство в воздухе в прифронтовой зоне.[146]
После этого на первый план для немецкой авиации вышла задача поддержки наступления сухопутных сил. Оно продвигалось успешно, группа армий «Центр» на главном, московском направлении, в течение месяца преодолела более 600 км от Белостока до Смоленска, организовав несколько окружений и нанеся войскам Западного фронта тяжелое поражение. Помимо непосредственной поддержки войск на поле боя, немецкие боевые самолеты интенсивно воздействовали на аэродромы, сеть железных дорог и маршруты передвижений советских войск и снабжения (т.е. проводя косвенные действия по терминологии Инструкции № 16). Результат их усилий получил отражение в сводке ОКВ за 13 июля, где было сказано, что в результате воздействия Люфтваффе на железнодорожную сеть противник лишился возможности для проведения контрнаступления большого масштаба.[147]
Ночью с 28 на 29 июня был предпринят первый большой налет на крупный советский город. 32 бомбардировщика II авиакорпуса подвергли бомбардировке Смоленск, вызвав многочисленные пожары на большой площади.
В результате быстрого продвижения германской армии и появления возможностей для перебазирования на восток, уже через месяц после начала войны в эффективной зоне досягаемости бомбардировочных соединений Люфтваффе оказалась сама Москва. До той поры над Москвой регулярно появлялись только одиночные немецкие дальние авиаразведчики.
____________________
[141] https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0009_bar&object=translation&l=ru
[142] Paul Sommer-Weisel. "Strategisches Scheitern? Die Luftwaffe an der Ostfront und der " Operative Luftkrieg", S.24
[143] Gliederung der deutschen Luftwaffe im Osten am 22. Juni 1941. https://www.lexikon-der-wehrmacht.de/OrdersofBattle/Juni1941.htm
[144] Gliederung der deutschen Luftwaffe im Osten am 22. Juni 1941. https://www.lexikon-der-wehrmacht.de/OrdersofBattle/Juni1941.htm
[145] Der Luftkrieg in Osten 1941. - Bundesarchiv, BA/MA RL 2-IV 162
[146] Der Luftkrieg in Osten 1941. - Bundesarchiv, BA/MA RL 2-IV 162
[147] Kriegstagebuch des Oberkommandos der Wehrmacht. Bd. I. 1965
Фотогалерея
Другие статьи
-
11.06.202469Глава III. Люфтваффе - опасный враг. 3.1 Германский путь - «оперативная воздушная война»11.06.202469Первая мировая война стала настоящим инкубатором для многочисленных революционных военных, военно-технических и военно-экономических идей и технологий...смотреть
-
11.06.2024813.2 Технология воздушной войны в «Битве за Британию»11.06.202481В 1940 году германская «оперативная воздушная война» впервые дала сбой. Если Французская кампания была проведена Люфтваффе образцово, в очередной раз ...смотреть
-
11.06.20241263.4 Вооружение бомбардировочной авиации Германии11.06.2024126Бомбардировщик Юнкерс Ju 88А-5[148] (типичные летные характеристики) Скоростной средний серийный бомбардировщик с двумя двигателями Jumo.21...смотреть