Top.Mail.Ru

3.3 Начало войны с Советским Союзом

11.06.2024

Опыт, полученный командованием Люфтваффе в ходе «битвы за Британию», отразился при стратегическом планировании нападения на СССР. В своей директиве № 21 от 18.12.1941, центральном документе подготовки плана «Барбаросса», Гитлер категорически отказался от идеи стратегических бомбардировок: «В целях сосредоточения всех сил для борьбы против вражеской авиации и для непосредственной поддержки сухопутных войск не следует во время операции подвергать нападению объекты военной промышленности. Подобные нападения, и прежде всего в направлении Урала, будут стоять на повестке дня только по окончании маневренных операций.»[141] На первый план выводилась задача поддержки действий сухопутных войск на главных направлениях.

При этом в директиве № 21 предусматривалась возможность косвенной воздушной поддержки в виде разрушения коммуникаций, ведущих к фронту и железных дорог: «Русские железные дороги и пути сообщения в зависимости от их значения для операции должны перерезаться или выводиться из строя посредством захвата наиболее близко расположенных к району боевых действий важных объектов (речные переправы!) смелыми действиями воздушно-десантных войск.» Одновременно Люфтваффе получали прямое указание: «Выделить максимальные силы для поддержки сухопутных войск с тем, чтобы они как можно скорее могли завершить наземную операцию.» Начальник Главного штаба Люфтваффе, Ганс Йешоннек, уставший от бесплодных налетов на Британию, отреагировал на это так: «Наконец-то правильная война!»[142]

При планировании операции против Советского Союза, командование германских ВВС, опираясь на опыт успешных Польской и Французской кампаний, в опять же в соответствии с принципами, заложенными в Инструкции № 16, снова предполагало сразу же добиться быстрого завоевания господства в воздухе путем неожиданного уничтожения советских ВВС, размещенных в прифронтовой зоне. Все силы авиаразведки были брошены на выявление системы базирования советских самолетов. После завоевания господства в воздухе планировалось использовать авиацию для поддержки продвижения сухопутных войск, как прямыми, так и косвенными методами. Про стратегические налеты, как и было сказано в директиве № 21, речь не велась.

В мае 1941 года немецкие военно-воздушные силы в секторе от Балтийского и Черного морей были разделены на три воздушных флота. 1-й Воздушный флот генерала Альфреда Келлера должен был поддерживать продвижение группы армий «Север», 2-й Воздушный флот Альберта Кессельринга, переброшенный с Запада, – группу армий «Центр», 4-й Воздушный флот Александра Лёра – группу армий «Юг». Отдельную армию «Норвегия» в Заполярье поддерживали части 5-го Воздушного флота. К началу операции «Барбаросса» вдоль советско-германской границы оказалось собрано почти 70% всех боеспособных сил Люфтваффе, в том числе около 1000 бомбардировщиков.

Таблица 3.1 Количество бомбардировщиков в составе 1-го, 2-го и 4-го Воздушных флотов на 22.6.2022[143]

 

 

Ju 88A

He-111H

He-111P

Do-17Z

1-й Воздушный флот 

 

 

 

 

 

I авиакорпус

 

 

 

 

 

-KG 1

Stab, II, III

1

29

30

 

-KG 76

Stab, I, II, III

90

 

 

 

-KG 77

Stab, I, II, III

91

 

 

 

-KGr 806

 

30

 

 

 

2-й Воздушный флот 

 

 

 

 

 

II авиакорпус

 

 

 

 

 

-KG 3

Stab, I, II

81

 

 

2

-KG 53

Stab, I, II, III

 

84

2

 

VIII авиакорпус

 

 

 

 

 

-KG 2

Stab, I, III

 

 

 

87

-III./KG 3

 

 

 

 

44

4-й Воздушный флот 

 

 

 

 

 

IV авиакорпус

 

 

 

 

 

-KG 27

Stab, I, II, III

 

83

 

 

-II./KG 4

 

 

24

 

 

V авиакорпус

 

 

 

 

 

-KG 51

Stab, I, II, III

92

 

 

 

-KG 54

Stab, I, II

71

 

 

 

-KG 55

Stab, I, II

 

82

 

 

Итого

 

456

302

32

133

 

Воздушный флот Люфтваффе (Luftflotte) – это высшее стратегическое объединение ВВС Германии, включавшее в себя соединения и части, объединенные в авиакорпуса (Fliegerkorps), авиакомандования (Fliegerführer) или авиадивизии (Fliegerdivision), зенитно-артиллерийские корпуса (Flakkorps) или дивизии, части разведки (Aufklärung), связи (Luftnachrichten), метеослужбы, аэродромного и наземного обеспечения (Bodenorganisation) и т.д. На середину 1941 года в Люфтваффе имелось пять воздушных флотов, три из которых приняли участие во вторжении в СССР в полном составе и один – частично.

Основными оперативными летными соединениям Люфтваффе были воздушные эскадры (Geschwader), аналогами которых можно грубо считать советские авиадивизии. Эскадры подразделялись на штабную эскадрилью (Stab) и три-четыре авиагруппы (I.-IV. Gruppe), каждая из которых состояла из отрядов (или эскадрилий) (Staffel).

Помимо бомбардировочных эскадр (Kampfgeschwader - KG), в состав каждого авиакорпуса обязательно входила одна истребительная эскадра (Jagdgeschwader - JG) и несколько эскадрилий дальней (Fern-) и погодной (Wetteraufklärung) разведки. Кроме того, 2-му Воздушному флоту, единственному, были приданы эскадры ближнебомбардировочной авиации (StG – пикирующих бомбардировщиков Ju 87, SKG и ZG – истребителей-бомбардировщиков Me-110 и штурмовиков Hs-123). Это было связано с тем, что группа армий «Центр», которой для взаимодействия был назначен 2-й Воздушный флот, должна была играть ведущую роль в операции «Барбаросса», наступать на Москву, и такие самолеты нужны были ей для прокладывания дороги танкам.

Таблица.3.2. Состав сил 2-го Воздушного флота на 22.6.1942[144]

2-й Воздушный флот 

Базирование

 Количество

Тип самолетов 

Stab/A.Gr. 122

Warschau

 

 

2.(F)/122

Warschau

8

Ju 88 A

 

Warschau

3

Me-110

 

Warschau

2

Me-109 E

Westa 26

Warschau Bielany

5

Me-110

 

Warschau Bielany

3

He-111 H

 

Warschau Bielany

4

Do-17 Z

Stab/J.G. 53

Krzewica

6

Me-109 F

I./J.G. 53

Krzewica

35

Me-109 F

III./J.G. 53

Subolewo

38

Me-109 F

II авиакорпус

 

 

 

Stab/K.G. 3

Deblin

2

Ju 88 A

 

 

1

Do-17 Z

I./K.G. 3

Deblin

41

Ju 88 A

II./K.G. 3

Deblin

38

Ju 88 A

 

 

1

Do-17 Z

Stab/K.G. 53

Radom

6

He-111 H

I./K.G. 53

Grojec

28

He-111 H

II./K.G. 53

Radom

21

He-111 H

III./K.G. 53

Radzyn

29

He-111 H

 

Radzyn

2

He-111 P

Stab/St.G. 77

Biala Podlaska

3

Ju 87 B

 

 

7

Me-110

I./St.G. 77

Biala Podlaska

38

Ju 87 B

II./St.G. 77

Woskrzenice

39

Ju 87 B

 

Woskrzenice

1

Me-110

III./St.G. 77

Woskrzenice

35

Ju 87 B

Stab/S.K.G. 210

Radzyn

5

Me-110

I./S.K.G. 210

Rogozniczka

41

Me-110

II./S.K.G. 210

Rogozniczka

37

Me-110

Stab/J.G. 51

Siedlce

4

Me-109 F

I./J.G. 51

Starawies

40

Me-109 F

II./J.G. 51

Siedlce

40

Me-109 F

III./J.G. 51

Halaszi

38

Me-109 F

IV./J.G. 51

Krzewica

38

Me-109 F

1.(F)/122

Warschau

7

Ju 88 A

 

 

3

Me-110

VIII авиакорпус

 

 

 

Stab/K.G. 2

Arys-Rostken

11

Do-17 Z

I./K.G. 2

Arys-Rostken

35

Do-17 Z

III./K.G. 2

Lyck

41

Do-17 Z

III./K.G. 3

Suwalki

44

Do-17 Z

Stab/St.G. 1

Radczki

3

Ju 87 B

 

 

6

Me-110

II./St.G. 1

Radczki

39

Ju 87 B

III./St.G. 1

Radczki

39

Ju 87 B

Stab/St.G. 2

Praschnitz

3

Ju 87 B

 

 

6

Me-110

I./St.G. 2

Praschnitz

35

Ju 87 B

III./St.G. 2

Praschnitz

39

Ju 87 R

II.(S)/L.G. 2

Praschnitz

38

Me-109 E

10.(S)/L.G. 2

 

22

Hs-123

Stab/Z.G. 26

Suwalki

4

Me-110 C/E

I./Z.G. 26

Suwalki

38

Me-110 C/E

II./Z.G. 26

Suwalki

36

Me-110 C/E

Stab/J.G. 27

Subolewo

4

Me-109 E

II./J.G. 27

Berzniki

40

Me-109 E

III./J.G. 27

Subolewo

40

Me-109 E

II./J.G. 52

Subolewo

39

Me-109 F

2.(F)/11

(Suwalki)

12

Do-17 P

         

 

-Командующий 2-го Воздушного флота: генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг (1885-1960). До начала войны с СССР занимал должности начальника Главного штаба Люфтваффе и командующего 1-го и 2-го Воздушных флотов. Активный участник «Битвы за Британию». В дальнейшем – главнокомандующий всеми вооруженными силами Германии на юге Европы и в Северной Африке, организатор многочисленных карательных акций против местного гражданского населения. В конце войны – командующий группы армий «Юг» на Западном фронте, в каком качестве попал в плен к американцам. За свои преступления в Италии был приговорен к смертной казни, затем мера наказания была изменена на пожизненное заключение, но в 1952 году был выпущен на свободу «по состоянию здоровья».

-Начальник штаба 2-го Воздушного флота: полковник генерального штаба Ганс Зайдеманн (1902-1967). Бывший начальник штаба «Легиона Кондор» и VIII авиакорпуса. В дальнейшем генерал авиации, командующий различных авиационных соединений в Африке, командир VIII авиакорпуса, командующий силами ВВС в Богемии-Моравии.

-Командующий II авиакорпуса: генерал авиации Бруно Лёрцер (1891-1960), личный друг Германа Геринга. В 1943 году ушел с командных должностей на начальника службы кадров Люфтваффе, и, одновременно, начальника национал-социалистической партийной работы в Люфтваффе.

-Командир VIII авиакорпуса: генерал авиации Вольфрам фон Рихтгофен (1895-1945). Бывший командир «Легиона Кондор» в Испании, инициатор создания специализированного ударно-штурмового VIII авиакорпуса, активный участник Польской, Французской и Балканской кампаний. В дальнейшем – генерал-фельдмаршал, командующий 4-го и 2-го Воздушных флотов. Скончался в американском плену.

План боевых действий группы армий «Центр» заключался в проведении операции на окружение и уничтожении ударами с двух сторон (из районов Брест-Литовска и Сувалок) двумя танковыми группами (2-й и 3-й соответственно) главных сил Западного Особого военного округа, собранных в Белостокском выступе севернее Припятских болот и западнее Минска. Затем, во взаимодействии с группой армий «Север», планировался удар через Смоленск на Москву, с целью захвата советской столицы. В Москве были сконцентрированы все органы управления и значительная часть промышленности европейской части СССР; кроме того, она являлась центральным узлом всей сети железных доро год Поэтому немецкое командование уверенно полагало, что падение Москвы приведет к слому всего «русского сопротивления».[145]

Главной задачей Люфтваффе с началом войны было нанести сокрушающий удар по местам базирования советских ВВС, с целью их уничтожения и завоевания господства в воздухе. Эта задача была успешно выполнена в самый же первый день. В рассветных сумерках 22 июня, все ударные соединения 1-го, 2-го и 4-го Воздушных флотов были подняты в воздух и нанесли удары по известным советским аэродромам, только в небольшой степени обеспечивая непосредственную поддержку войск на поле боя. Бомбардировщики в этот день сделали по 3-4 боевых вылета. Полностью застигнутые врасплох ВВС приграничных округов понесли чрезвычайно тяжелые потери. Немецкое командование отчиталось о 322 советских самолетах, сбитых в воздушных боях или огнем зенитной артиллерии и о 1489 самолетах, не успевших подняться в воздух и уничтоженных на земле. Люфтваффе в этот день потеряли всего 35 машин. Избиение продолжалось и в последующие дни. По итогам первой недели войны, по немецким данным, советская сторона потеряла 4017 самолетов при 150 собственных потерь. В результате Люфтваффе завоевали полное господство в воздухе в прифронтовой зоне.[146]

После этого на первый план для немецкой авиации вышла задача поддержки наступления сухопутных сил. Оно продвигалось успешно, группа армий «Центр» на главном, московском направлении, в течение месяца преодолела более 600 км от Белостока до Смоленска, организовав несколько окружений и нанеся войскам Западного фронта тяжелое поражение. Помимо непосредственной поддержки войск на поле боя, немецкие боевые самолеты интенсивно воздействовали на аэродромы, сеть железных дорог и маршруты передвижений советских войск и снабжения (т.е. проводя косвенные действия по терминологии Инструкции № 16). Результат их усилий получил отражение в сводке ОКВ за 13 июля, где было сказано, что в результате воздействия Люфтваффе на железнодорожную сеть противник лишился возможности для проведения контрнаступления большого масштаба.[147]

Ночью с 28 на 29 июня был предпринят первый большой налет на крупный советский город. 32 бомбардировщика II авиакорпуса подвергли бомбардировке Смоленск, вызвав многочисленные пожары на большой площади.

В результате быстрого продвижения германской армии и появления возможностей для перебазирования на восток, уже через месяц после начала войны в эффективной зоне досягаемости бомбардировочных соединений Люфтваффе оказалась сама Москва. До той поры над Москвой регулярно появлялись только одиночные немецкие дальние авиаразведчики.

____________________

[141] https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0009_bar&object=translation&l=ru

[142] Paul Sommer-Weisel. "Strategisches Scheitern? Die Luftwaffe an der Ostfront und der " Operative Luftkrieg", S.24

[143] Gliederung der deutschen Luftwaffe im Osten am 22. Juni 1941. https://www.lexikon-der-wehrmacht.de/OrdersofBattle/Juni1941.htm

[144] Gliederung der deutschen Luftwaffe im Osten am 22. Juni 1941. https://www.lexikon-der-wehrmacht.de/OrdersofBattle/Juni1941.htm

[145] Der Luftkrieg in Osten 1941. - Bundesarchiv, BA/MA RL 2-IV 162

[146] Der Luftkrieg in Osten 1941. - Bundesarchiv, BA/MA RL 2-IV 162

[147] Kriegstagebuch des Oberkommandos der Wehrmacht. Bd. I. 1965

Другие статьи

  • Глава III. Люфтваффе - опасный враг. 3.1 Германский путь - «оперативная воздушная война»
    11.06.2024
    21
    Глава III. Люфтваффе - опасный враг. 3.1 Германский путь - «оперативная воздушная война»
    11.06.2024
    21
    Первая мировая война стала настоящим инкубатором для многочисленных революционных военных, военно-технических и военно-экономических идей и технологий...
    смотреть
  • 3.2 Технология воздушной войны в «Битве за Британию»
    11.06.2024
    24
    3.2 Технология воздушной войны в «Битве за Британию»
    11.06.2024
    24
    В 1940 году германская «оперативная воздушная война» впервые дала сбой. Если Французская кампания была проведена Люфтваффе образцово, в очередной раз ...
    смотреть
  • 3.4 Вооружение бомбардировочной авиации Германии
    11.06.2024
    18
    3.4 Вооружение бомбардировочной авиации Германии
    11.06.2024
    18
    Бомбардировщик Юнкерс Ju 88А-5[148] (типичные летные характеристики) Скоростной средний серийный бомбардировщик с двумя двигателями Jumo.21...
    смотреть