Top.Mail.Ru

3.4 Вооружение бомбардировочной авиации Германии

11.06.2024

Бомбардировщик Юнкерс Ju 88А-5[148]

(типичные летные характеристики)

Скоростной средний серийный бомбардировщик с двумя двигателями Jumo.211B-1/G-1 (х1200 л.с.). Начало выпуска с весны 1940 года.

Экипаж – 4 человека. Вооружение: 4 пулемета MG 15 калибра 7,92-мм.

Нормальная взлетная масса – 12450 кг, практический потолок – 7500 м.

Крейсерская скорость – 400 км/ч, максимальная скорость (на высоте 5200 м) – 467 км/ч.

Максимальная бомбовая загрузка – 2400 к год Дальность полета – 2710 км.

Бомбардировщик Хейнкель He-111P-4

Средний серийный бомбардировщик с ассиметричной носовой частью фюзеляжа и двумя двигателями DB.601Aa мощностью (х1100 л.с.). Начало выпуска – с весны 1939 года.

Экипаж – 5 человек. Вооружение: 5 пулеметов MG 15 калибра 7,92-мм.

Нормальная взлетная масса – 13500 кг, практический потолок – 8000 м.

Крейсерская скорость – 330 км/ч, максимальная скорость (на высоте 5200 м) – 390 км/ч.

Максимальная бомбовая загрузка – 2000 к год Практическая дальность полета – 2400 км (1200 км при бомбовой загрузке 2000 кг), тактический радиус при максимальной бомбовой загрузке – около 600 км.

Бомбардировщик Хейнкель He-111H-6

Средний серийный бомбардировщик, модификация He-111P с двумя двигателями Jumo.211D-1 (х1200 л.с.). Начало выпуска с апреля 1941 года.

Экипаж – 5 человек. Вооружение: 1 авиационная пушка калибра 20-мм, 5 пулеметов MG 15 калибра 7,92-мм.

Нормальная взлетная масса – 14000 кг, практический потолок – 8000 м.

Крейсерская скорость – 330 км/ч, максимальная скорость (на высоте 5200 м) – 400 км/ч.

Максимальная бомбовая загрузка – 2000 к год Дальность полета – 2400 км (1200 км при бомбовой загрузке 2000 кг), тактический радиус при максимальной бомбовой загрузке – около 600 км.

Бомбардировщик Дорнье Do-17Z

Средний серийный бомбардировщик с двумя двигателями Bramo 323P (х1000 л.с.). Начало выпуска с апреля 1941 года.

Экипаж – 4 человека. Вооружение: 4 -6 пулемета MG 15 калибра 7,92-мм.

Нормальная взлетная масса – 8600 кг, практический потолок – 8200 м.

Крейсерская скорость – 342 км/ч, максимальная скорость (на высоте 4000 м) – 410 км/ч.

Максимальная бомбовая загрузка – 1000 к год Дальность полета – 2400 км (1160 км при бомбовой загрузке 500 кг), тактический радиус при максимальной бомбовой загрузке – около 660 км.

 

Фугасные авиабомбы (SC) – подразделялись по калибру (весу) и толщине стенок. Основные калибры – 50, 250, 500, 1000, 1400, 1800 и 2500 к год По толщине стенок корпуса различались на тонкостенные и толстостенные (бетонобойные).

Авиабомбы с толстостенными корпусами предназначались для разрушения особо прочных сооружений, требующих повышенной пробивной способности и механической прочности корпуса бомбы. Габариты толстостенных корпусов были меньше, чем у тонкостенных такого же калибра, за счет большего веса металла. Корпуса ФАБ калибром до 1000 кг чаще всего были окрашены в серый цвет, 1000 кг и более – в светлоголубой.

Корпуса авиационных бомб снаряжались плавленым толом или различными взрывчатыми смесями на основе аммиачной селитры. Бомбы крупного калибра чаще всего имели смешанное снаряжение, состоящее из следующих компонентов:

1 состав:

- аммиачная селитра – 70 %;

- тол – 20 %;

- алюминиевый порошок – 5 %;

- нафталин – 5 %.

2 состав:

- аммиачная селитра – 58,5 %;

- тол – 29 %;

- алюминиев. порошок – 10 %;

- химическая примесь – 2,5 %.

3 состав:

- аммиачная селитра – 90 %;

- алюминиев. порошок – 4,5 %;

- нафталин – 3,5 %;

- древесные опилки – 2,0 %.

 

При снаряжении авиабомб аммиачно-селитренными смесями в основной заряд их для обеспечения полноты взрыва помещали по всей длине корпуса столбики из цилиндрических шашек прессованного тола или мелинита[149].

Пробивная способность ФАБ:

Способность фугасных авиабомб проникать в препятствия на ту или иную глубину зависит:

- от высоты бомбометания;

- характера препятствия;

- калибра авиабомбы;

- формы и прочности корпуса;

- угла встречи с препятствием.

Наиболее характерные и максимальные величины проникновения неразорвавшихся немецких ФАБ в песчаный и глинистый грунты (табл. 3.3)[150].

Таблица 3.3

Калибр бомб,

кг

Глубина проникновения

(песок, м)

Глубина проникновения

(глина, м)

Наиболее характерные

Наибольшие

Наиболее характерные

Наибольшие

50

1,5 – 2

3,5

3 – 4,5

7,5

250

2,5 – 3,5

5 – 7

12

500

3,5 – 4,0

6 – 8

13

1000

4,0

6,5

6 – 9

13,5

 

При прямом попадании в жилые дома фугасные бомбы среднего и крупного калибра пробивали сверху донизу 5-6 этажные здания (если взрыватель срабатывал с замедлением или отказывал).

Тактико-технические характеристики немецких ФАБ (табл. 3.4)[151].

 

Таблица 3.4

Тип бомбы

Общий вес, кг

Диаметр, мм

Длина, мм

Вес ВВ, кг

SC-10

10

86

585

4,2

SC-50

50

200

1095

25

SC-250

250

368

1615

135

SC-500

500

470

2022

270

SC-1000

1000

654

2800

530

SC-1800

1800

660

3500

1000

SC-2000

2000

660

3500

1200

SC2-500

2450

829

3895

1700

 

Фугасные бомбы калибра 10 и 50 имели один взрыватель, больших калибров – два. Взрыватели механические и (или) электрические.

 

Осколочные авиабомбы (SD) – обозначались буквами SD и BdS. Корпуса бомб делались стальными литыми из двух стальных труб разных диаметров, вставленных одна в другую. Пространство между трубами заполнялось стальными осколками или бетоном (бетонные SBe-1). Окрашивались бомбы в основном в темно-серый цвет (SD-1 – в лимонно-желтый, SD-2 – в зеленый).

Тактико-технические характеристики немецких ЗАБ (табл. 3.5)[152]:

 

Таблица 3.5

Тип бомбы

Общий вес, кг

Диаметр, м

Длина, м

Вес ВВ, кг

SD-1

1

50

350

0,2

SD-2

2

78

303

0,225

SD-4/HL

4

90

315

0,35

SD-4/HL PS

4

10,3

90

0,35

SD-9/HL

9

120

310

0,85

SD-10A

10

86

322

Нет данных

SD-50

50

200

1090

16

SD-70

70

200

1280

21

SD-250

250

368

1938

80

SD-500

500

369

2007

142

SD-500A

500

447

2022

165

SD-1400

1400

563

2840

325

SD-1700

1700

660

3300

705

 

Конструкция осколочных бомб рассчитана на максимальное образование осколков. ЗАБ предназначались для поражения живой силы и небронированных или легкобронированных целей.

Осколочные бомбы малых калибров SD-1, SD-2, SD-4 применялись только в кассетах. При выбрасывании бомб из кассеты взрыватель снимался с первого предохранителя, а раскрывшееся стабилизирующее устройство, вращаясь от встречного потока воздуха, снимало взрыватель со второго предохранителя. В зависимости от типа и установки взрывателя срабатывание бомбы (взрыв) происходил либо в воздухе, в момент снижения, либо на земле в момент удара о землю, либо на земле через определенное время, либо на земле при воздействии на нее (изменение положения, сдвигание с места).

Зажигательные бомбы – являлись одним из основных средств поражения, применяемых германской авиацией при налетах на города и другие населенные пункты. Как показал опыт войны, особенностью тактики немецкой авиации было комбинированное применение зажигательных и фугасных бомб. Первый эшелон бомбардировщиков сбрасывал на объект зажигательные бомбы для создания в нем очагов пожара, которые демаскировали объект (в случае ночного налета) и были хорошими ориентирами для последующих эшелонов бомбардировщиков, которые имели возможность прицельного бомбометания фугасными авиабомбами.

Зажигательные бомбы выпускали в корпусах соответствующих по калибру тонкостенных фугасных авиабомб. Были чисто зажигательные бомбы, обозначавшиеся Br C – 50, 250 кг и т.д., Flam C – 50, 250 кг и т.д. и фугасно-зажигательные бомбы Spre C – 50, 250 кг и т.д. В некоторых бомбах кроме термитных патронов находились стальные осколки и тротиловый заряд. Окрашивались зажигательные авиабомбы в темно-серый цвет.

Наиболее распространенные типы ЗАБ, применяемые немецкой авиацией в годы войны:

  1. Электронно-термитная ЗАБ B1E (1 кг).

Применялась для одновременного создания многочисленных очагов пожара. Сбрасывалась в кассетах (BSK) по 36-1000 шт. Бомба состояла из корпуса, снаряженного зажигательным составом, взрывателя и стабилизатора. Корпус представлял собой цилиндрическую трубку из электрона (сплав магния с алюминием) и предназначался для размещения снаряжения бомбы (термит – смесь окиси железа с порошком алюминия). Материал корпуса – «электрон», также являлся горючим веществом. Наружный диаметр корпуса – 5 см, внутренний – 3 см. Длина корпуса без взрывателя – 22,4 см, вес – 1 кг.

В некоторых типах электронно-термитных бомб в донное отверстие корпуса ввертывался металлический стаканчик с разрывным зарядом (гранатка), который взрывался вследствие нагревания корпуса. Осколки взорвавшейся гранатки могли нанести смертельные ранения. Ее назначение – затруднить борьбу с зажигательными бомбами.

Характеристика действия электронно-термитной ЗАБ:

- время интенсивного горения бомбы – 2,5 – 3 мин;

- время полного сгорания – 10 – 12 мин;

- температура в очаге горения – 2500°.

В том случае, когда ЗАБ имела гранатку, взрыв ее происходил через 1 мин. 10 сек. – 1 мин. 45 сек. после начала горения бомбы. При взрыве образовывалось до 60 мелких осколков, которые могли пробить деревянные доски толщиной 35-40 мм с расстояния 40 см, а железный лист толщиной 1,5 – 2 мм с расстояния 10 – 15 см.

  1. Зажигательные авиабомбы с жидким горючим.

Применялись для создания мощных очагов пожара. По внешнему виду бомба напоминала 250-кг ФАБ. Снаряжение ее состояло из жидкого горючего (нефть, мазут) и небольшого разрывного заряда тола. Для обеспечения безотказного воспламенения жидкого горючего в корпусе бомбы монтировалась центральная трубка, заполненная древесными опилками, пропитанными бензином.

Общий вес бомбы – 110 к год Взрыватель – электрический, ударного или ударно-пневматического действия. При ударе ЗАБ о препятствие, заряд тола разрывал корпус бомбы на части и зажигал снаряжение, которое при этом разбрызгивалось в стороны и создавало очаги возгорания на значительной площади.

____________________

[148] https://www.lexikon-der-wehrmacht.de/inhaltsverzeichnisLw.htm

[149] Инструкция по обезвреживанию и уничтожению неразорвавшихся немецких авиационных бомб. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 1944.

[150] Инструкция по обезвреживанию и уничтожению неразорвавшихся немецких авиационных бомб. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 1944.

[151] Там же

[152] Инструкция по обезвреживанию и уничтожению неразорвавшихся немецких авиационных бомб. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 1944.

Другие статьи

  • Глава III. Люфтваффе - опасный враг. 3.1 Германский путь - «оперативная воздушная война»
    11.06.2024
    126
    Глава III. Люфтваффе - опасный враг. 3.1 Германский путь - «оперативная воздушная война»
    11.06.2024
    126
    Первая мировая война стала настоящим инкубатором для многочисленных революционных военных, военно-технических и военно-экономических идей и технологий...
    смотреть
  • 3.2 Технология воздушной войны в «Битве за Британию»
    11.06.2024
    158
    3.2 Технология воздушной войны в «Битве за Британию»
    11.06.2024
    158
    В 1940 году германская «оперативная воздушная война» впервые дала сбой. Если Французская кампания была проведена Люфтваффе образцово, в очередной раз ...
    смотреть
  • 3.3 Начало войны с Советским Союзом
    11.06.2024
    162
    3.3 Начало войны с Советским Союзом
    11.06.2024
    162
    Опыт, полученный командованием Люфтваффе в ходе «битвы за Британию», отразился при стратегическом планировании нападения на СССР. В своей директиве № ...
    смотреть
  • Глава IV. Первый налет на столицу. «Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву с землей». 4.1 Когда началась война
    11.06.2024
    151
    Глава IV. Первый налет на столицу. «Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву с землей». 4.1 Когда началась война
    11.06.2024
    151
    Как мы сегодня знаем, Красная Армия в целом оказалась не готова к отражению агрессии Германии. Столь мощного и неожиданного удара, какой реально после...
    смотреть