3.4 Вооружение бомбардировочной авиации Германии
Бомбардировщик Юнкерс Ju 88А-5[148]
(типичные летные характеристики)
Скоростной средний серийный бомбардировщик с двумя двигателями Jumo.211B-1/G-1 (х1200 л.с.). Начало выпуска с весны 1940 года.
Экипаж – 4 человека. Вооружение: 4 пулемета MG 15 калибра 7,92-мм.
Нормальная взлетная масса – 12450 кг, практический потолок – 7500 м.
Крейсерская скорость – 400 км/ч, максимальная скорость (на высоте 5200 м) – 467 км/ч.
Максимальная бомбовая загрузка – 2400 к год Дальность полета – 2710 км.
Бомбардировщик Хейнкель He-111P-4
Средний серийный бомбардировщик с ассиметричной носовой частью фюзеляжа и двумя двигателями DB.601Aa мощностью (х1100 л.с.). Начало выпуска – с весны 1939 года.
Экипаж – 5 человек. Вооружение: 5 пулеметов MG 15 калибра 7,92-мм.
Нормальная взлетная масса – 13500 кг, практический потолок – 8000 м.
Крейсерская скорость – 330 км/ч, максимальная скорость (на высоте 5200 м) – 390 км/ч.
Максимальная бомбовая загрузка – 2000 к год Практическая дальность полета – 2400 км (1200 км при бомбовой загрузке 2000 кг), тактический радиус при максимальной бомбовой загрузке – около 600 км.
Бомбардировщик Хейнкель He-111H-6
Средний серийный бомбардировщик, модификация He-111P с двумя двигателями Jumo.211D-1 (х1200 л.с.). Начало выпуска с апреля 1941 года.
Экипаж – 5 человек. Вооружение: 1 авиационная пушка калибра 20-мм, 5 пулеметов MG 15 калибра 7,92-мм.
Нормальная взлетная масса – 14000 кг, практический потолок – 8000 м.
Крейсерская скорость – 330 км/ч, максимальная скорость (на высоте 5200 м) – 400 км/ч.
Максимальная бомбовая загрузка – 2000 к год Дальность полета – 2400 км (1200 км при бомбовой загрузке 2000 кг), тактический радиус при максимальной бомбовой загрузке – около 600 км.
Бомбардировщик Дорнье Do-17Z
Средний серийный бомбардировщик с двумя двигателями Bramo 323P (х1000 л.с.). Начало выпуска с апреля 1941 года.
Экипаж – 4 человека. Вооружение: 4 -6 пулемета MG 15 калибра 7,92-мм.
Нормальная взлетная масса – 8600 кг, практический потолок – 8200 м.
Крейсерская скорость – 342 км/ч, максимальная скорость (на высоте 4000 м) – 410 км/ч.
Максимальная бомбовая загрузка – 1000 к год Дальность полета – 2400 км (1160 км при бомбовой загрузке 500 кг), тактический радиус при максимальной бомбовой загрузке – около 660 км.
Фугасные авиабомбы (SC) – подразделялись по калибру (весу) и толщине стенок. Основные калибры – 50, 250, 500, 1000, 1400, 1800 и 2500 к год По толщине стенок корпуса различались на тонкостенные и толстостенные (бетонобойные).
Авиабомбы с толстостенными корпусами предназначались для разрушения особо прочных сооружений, требующих повышенной пробивной способности и механической прочности корпуса бомбы. Габариты толстостенных корпусов были меньше, чем у тонкостенных такого же калибра, за счет большего веса металла. Корпуса ФАБ калибром до 1000 кг чаще всего были окрашены в серый цвет, 1000 кг и более – в светлоголубой.
Корпуса авиационных бомб снаряжались плавленым толом или различными взрывчатыми смесями на основе аммиачной селитры. Бомбы крупного калибра чаще всего имели смешанное снаряжение, состоящее из следующих компонентов:
1 состав: - аммиачная селитра – 70 %; - тол – 20 %; - алюминиевый порошок – 5 %; - нафталин – 5 %. |
2 состав: - аммиачная селитра – 58,5 %; - тол – 29 %; - алюминиев. порошок – 10 %; - химическая примесь – 2,5 %. |
3 состав: - аммиачная селитра – 90 %; - алюминиев. порошок – 4,5 %; - нафталин – 3,5 %; - древесные опилки – 2,0 %. |
При снаряжении авиабомб аммиачно-селитренными смесями в основной заряд их для обеспечения полноты взрыва помещали по всей длине корпуса столбики из цилиндрических шашек прессованного тола или мелинита[149].
Пробивная способность ФАБ:
Способность фугасных авиабомб проникать в препятствия на ту или иную глубину зависит:
- от высоты бомбометания;
- характера препятствия;
- калибра авиабомбы;
- формы и прочности корпуса;
- угла встречи с препятствием.
Наиболее характерные и максимальные величины проникновения неразорвавшихся немецких ФАБ в песчаный и глинистый грунты (табл. 3.3)[150].
Таблица 3.3
Калибр бомб, кг |
Глубина проникновения (песок, м) |
Глубина проникновения (глина, м) |
||
Наиболее характерные |
Наибольшие |
Наиболее характерные |
Наибольшие |
|
50 |
1,5 – 2 |
3,5 |
3 – 4,5 |
7,5 |
250 |
2,5 – 3,5 |
– |
5 – 7 |
12 |
500 |
3,5 – 4,0 |
– |
6 – 8 |
13 |
1000 |
4,0 |
6,5 |
6 – 9 |
13,5 |
При прямом попадании в жилые дома фугасные бомбы среднего и крупного калибра пробивали сверху донизу 5-6 этажные здания (если взрыватель срабатывал с замедлением или отказывал).
Тактико-технические характеристики немецких ФАБ (табл. 3.4)[151].
Таблица 3.4
Тип бомбы |
Общий вес, кг |
Диаметр, мм |
Длина, мм |
Вес ВВ, кг |
SC-10 |
10 |
86 |
585 |
4,2 |
SC-50 |
50 |
200 |
1095 |
25 |
SC-250 |
250 |
368 |
1615 |
135 |
SC-500 |
500 |
470 |
2022 |
270 |
SC-1000 |
1000 |
654 |
2800 |
530 |
SC-1800 |
1800 |
660 |
3500 |
1000 |
SC-2000 |
2000 |
660 |
3500 |
1200 |
SC2-500 |
2450 |
829 |
3895 |
1700 |
Фугасные бомбы калибра 10 и 50 имели один взрыватель, больших калибров – два. Взрыватели механические и (или) электрические.
Осколочные авиабомбы (SD) – обозначались буквами SD и BdS. Корпуса бомб делались стальными литыми из двух стальных труб разных диаметров, вставленных одна в другую. Пространство между трубами заполнялось стальными осколками или бетоном (бетонные SBe-1). Окрашивались бомбы в основном в темно-серый цвет (SD-1 – в лимонно-желтый, SD-2 – в зеленый).
Тактико-технические характеристики немецких ЗАБ (табл. 3.5)[152]:
Таблица 3.5
Тип бомбы |
Общий вес, кг |
Диаметр, м |
Длина, м |
Вес ВВ, кг |
SD-1 |
1 |
50 |
350 |
0,2 |
SD-2 |
2 |
78 |
303 |
0,225 |
SD-4/HL |
4 |
90 |
315 |
0,35 |
SD-4/HL PS |
4 |
10,3 |
90 |
0,35 |
SD-9/HL |
9 |
120 |
310 |
0,85 |
SD-10A |
10 |
86 |
322 |
Нет данных |
SD-50 |
50 |
200 |
1090 |
16 |
SD-70 |
70 |
200 |
1280 |
21 |
SD-250 |
250 |
368 |
1938 |
80 |
SD-500 |
500 |
369 |
2007 |
142 |
SD-500A |
500 |
447 |
2022 |
165 |
SD-1400 |
1400 |
563 |
2840 |
325 |
SD-1700 |
1700 |
660 |
3300 |
705 |
Конструкция осколочных бомб рассчитана на максимальное образование осколков. ЗАБ предназначались для поражения живой силы и небронированных или легкобронированных целей.
Осколочные бомбы малых калибров SD-1, SD-2, SD-4 применялись только в кассетах. При выбрасывании бомб из кассеты взрыватель снимался с первого предохранителя, а раскрывшееся стабилизирующее устройство, вращаясь от встречного потока воздуха, снимало взрыватель со второго предохранителя. В зависимости от типа и установки взрывателя срабатывание бомбы (взрыв) происходил либо в воздухе, в момент снижения, либо на земле в момент удара о землю, либо на земле через определенное время, либо на земле при воздействии на нее (изменение положения, сдвигание с места).
Зажигательные бомбы – являлись одним из основных средств поражения, применяемых германской авиацией при налетах на города и другие населенные пункты. Как показал опыт войны, особенностью тактики немецкой авиации было комбинированное применение зажигательных и фугасных бомб. Первый эшелон бомбардировщиков сбрасывал на объект зажигательные бомбы для создания в нем очагов пожара, которые демаскировали объект (в случае ночного налета) и были хорошими ориентирами для последующих эшелонов бомбардировщиков, которые имели возможность прицельного бомбометания фугасными авиабомбами.
Зажигательные бомбы выпускали в корпусах соответствующих по калибру тонкостенных фугасных авиабомб. Были чисто зажигательные бомбы, обозначавшиеся Br C – 50, 250 кг и т.д., Flam C – 50, 250 кг и т.д. и фугасно-зажигательные бомбы Spre C – 50, 250 кг и т.д. В некоторых бомбах кроме термитных патронов находились стальные осколки и тротиловый заряд. Окрашивались зажигательные авиабомбы в темно-серый цвет.
Наиболее распространенные типы ЗАБ, применяемые немецкой авиацией в годы войны:
- Электронно-термитная ЗАБ B1E (1 кг).
Применялась для одновременного создания многочисленных очагов пожара. Сбрасывалась в кассетах (BSK) по 36-1000 шт. Бомба состояла из корпуса, снаряженного зажигательным составом, взрывателя и стабилизатора. Корпус представлял собой цилиндрическую трубку из электрона (сплав магния с алюминием) и предназначался для размещения снаряжения бомбы (термит – смесь окиси железа с порошком алюминия). Материал корпуса – «электрон», также являлся горючим веществом. Наружный диаметр корпуса – 5 см, внутренний – 3 см. Длина корпуса без взрывателя – 22,4 см, вес – 1 кг.
В некоторых типах электронно-термитных бомб в донное отверстие корпуса ввертывался металлический стаканчик с разрывным зарядом (гранатка), который взрывался вследствие нагревания корпуса. Осколки взорвавшейся гранатки могли нанести смертельные ранения. Ее назначение – затруднить борьбу с зажигательными бомбами.
Характеристика действия электронно-термитной ЗАБ:
- время интенсивного горения бомбы – 2,5 – 3 мин;
- время полного сгорания – 10 – 12 мин;
- температура в очаге горения – 2500°.
В том случае, когда ЗАБ имела гранатку, взрыв ее происходил через 1 мин. 10 сек. – 1 мин. 45 сек. после начала горения бомбы. При взрыве образовывалось до 60 мелких осколков, которые могли пробить деревянные доски толщиной 35-40 мм с расстояния 40 см, а железный лист толщиной 1,5 – 2 мм с расстояния 10 – 15 см.
- Зажигательные авиабомбы с жидким горючим.
Применялись для создания мощных очагов пожара. По внешнему виду бомба напоминала 250-кг ФАБ. Снаряжение ее состояло из жидкого горючего (нефть, мазут) и небольшого разрывного заряда тола. Для обеспечения безотказного воспламенения жидкого горючего в корпусе бомбы монтировалась центральная трубка, заполненная древесными опилками, пропитанными бензином.
Общий вес бомбы – 110 к год Взрыватель – электрический, ударного или ударно-пневматического действия. При ударе ЗАБ о препятствие, заряд тола разрывал корпус бомбы на части и зажигал снаряжение, которое при этом разбрызгивалось в стороны и создавало очаги возгорания на значительной площади.
____________________
[148] https://www.lexikon-der-wehrmacht.de/inhaltsverzeichnisLw.htm
[149] Инструкция по обезвреживанию и уничтожению неразорвавшихся немецких авиационных бомб. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 1944.
[150] Инструкция по обезвреживанию и уничтожению неразорвавшихся немецких авиационных бомб. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 1944.
[151] Там же
[152] Инструкция по обезвреживанию и уничтожению неразорвавшихся немецких авиационных бомб. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 1944.
Фотогалерея
Другие статьи
-
11.06.2024126Глава III. Люфтваффе - опасный враг. 3.1 Германский путь - «оперативная воздушная война»11.06.2024126Первая мировая война стала настоящим инкубатором для многочисленных революционных военных, военно-технических и военно-экономических идей и технологий...смотреть
-
11.06.20241583.2 Технология воздушной войны в «Битве за Британию»11.06.2024158В 1940 году германская «оперативная воздушная война» впервые дала сбой. Если Французская кампания была проведена Люфтваффе образцово, в очередной раз ...смотреть
-
11.06.20241623.3 Начало войны с Советским Союзом11.06.2024162Опыт, полученный командованием Люфтваффе в ходе «битвы за Британию», отразился при стратегическом планировании нападения на СССР. В своей директиве № ...смотреть
-
11.06.2024151Глава IV. Первый налет на столицу. «Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву с землей». 4.1 Когда началась война11.06.2024151Как мы сегодня знаем, Красная Армия в целом оказалась не готова к отражению агрессии Германии. Столь мощного и неожиданного удара, какой реально после...смотреть