Глава III. Люфтваффе - опасный враг. 3.1 Германский путь - «оперативная воздушная война»
Первая мировая война стала настоящим инкубатором для многочисленных революционных военных, военно-технических и военно-экономических идей и технологий. В огне сражений этого глобального конфликта громко заявил о себе новый род войск – военно-воздушные силы. Вместе со всеми остальными мировыми державами Германия увлеченно вступила в гонку развития и применения боевой авиации.
Уже в сентябре-октябре 1914 года дирижабли-«цеппелины» сбрасывали зажигательные бомбы на Антверпен, затем в марте 1915 были опыты ночных налетов на Париж и массированных фронтовых бомбардировок[114]. Пошел процесс специализации боевых самолетов. В результате ускорения военно-технического прогресса, в 1917 году германская промышленность выдала тяжелые бомбардировщики «Гота» (Gotha G), дальность полета и полезная загрузка которых позволяли достигать целей на территории Великобритании. С мая 1917 начались интенсивные германские бомбардировочные налеты на Лондон, Кент, Эссекс и прилегающие районы.[115] Они стали ключиком, приоткрывшим дверцу в мир стратегических возможностей авиации.
Несмотря на то, что скорое окончание войны помешало дальнейшему развитию технологии стратегических воздушных налетов, потенциал этого нового вида оружия не мог остаться незамеченным и очень скоро стал предметом теоретических разработок. Пионером и всемирно признанным авторитетом в этой области является итальянский генерал Джулио Дуэ.
В 1915 году Джулио Дуэ в качестве командира авиационного отряда итальянской армии принимал участие в боях с австрийцами на реке Изонцо. Позиционный тупик привел его к идее нанести массированный удар силами 500 бомбардировщиков по крупнейшим городам Австро-Венгерской империи, что, по его мнению, должно было вывести ее из игры. Такая идея резко выделялась на фоне господствующих на тот момент представлений об авиации как вспомогательном средстве разведки и непосредственной поддержки войск на поле боя. В 1918 году Дуэ был назначен руководителем Центрального управления аэронавтики Итальянского королевства и написал фундаментальный труд «Господство в воздухе», оказавший огромное влияние на дальнейшее развитие мысли в области применения ВВС.[116]
Принципиально важным результатом его работы стало перенесение традиционной дихотомии военной доктрины (тактика - стратегия) в область ведения войны в воздухе. В соответствии с эти разделением Дуэ представлял войну будущего как, в первую очередь, борьбу между военно-воздушными силами враждующих государств, что позволит решить проблему кровопролитного и ресурсоемкого «позиционного тупика». Согласно этому представлению, Дуэ полагал, что первоочередной задачей ВВС будет уничтожение «источников силы» противника – т.е. его жизненно важных военных и экономических центров, причем такое уничтожение должно носить системный характер. Особенное значение Дуэ придавал целенаправленным ударам по крупнейшим городам и скоплениям гражданского населения, как «нервным узлам неприятеля», для слома его морально-психологического состояния. Рассматривая воздушную войну, как войну наступательную, генерал Дуэ предполагал важнейшей предпосылкой ее успеха завоевание господства в воздухе, но, при этом, недооценивал важность противовоздушной обороны, считая ее пустой тратой ресурсов, отвлекающей их от более важной цели «кампании стратегических бомбардировок». Победа в войне, по мнению Дуэ, в конечном счете, достигалась сломом воли противника к сопротивлению в результате полного опустошения его тылов, разрушения военных и военно-экономических объектов и подавления боевого духа населения из-за постоянных воздушных налетов. Такая концепция, получившая название «дуэтизм», главной идеей которой было сокрушение материальных и моральных сил противника с помощью стратегических бомбардировок, очень скоро стала доминирующей в теории воздушной войны в межвоенный период.
Сторонниками «дуэтизма», адаптировавшими и развивавшими его в своих странах с учетом национальной специфики, стали Хью Тренчард («отец RAF») в Великобританции, Пьер Вотье во Франции, Уильям Митчелл в США, А.Н.Лапчинский и В.В.Хрипин в СССР.
Германия, однако, пошла своим путем. После поражения в Первой Мировой войне, по условиям Версальского мира, она лишилась возможности иметь собственные военно-воздушные силы. В генеральном штабе сильно сокращенной армии Веймарской республики, тем не менее, сохранилось ядро из бывших офицеров-летчиков, приписанных к «службе войск» (Truppenamt) и «воздушным перевозкам» (Luftfahrt), которые стали потом известны как «теневые ВВС».[117] Эти офицеры практически сразу после завершения войны принялись за систематическое изучение немецкого опыта в сфере применения боевой авиации. Высшее командование во главе с начальником генерального штаба, генералом Гансом фон Зект, осознавало большой потенциал ВВС в конфликтах будущего и прямо поддерживала их работу.
Особенный интерес проявлялся к опыту германских бомбардировок территории Великобритании. Исследование результатов налетов бомбардировщиков «Гота» на Лондон привело к выводу о том, что, вопреки теории «дуэтизма», они не стали причиной заметного падения боевого духа британской нации. Полученный результат совершенно не соответствовал тем колоссальным ресурсам, затраченным Вторым Рейхом на организацию «стратегических бомбардировок», которые фактически были отвлечены с фронта.
Таким образом, в Германии изначально сложилось критическое отношение к доктрине стратегических бомбардировок, предложенной Дуэ. Как написал фон Зект в свой биографии «Мысли одного солдата», «уничтожение вражеских войск, а не уничтожение территории до сих пор остается главным законом военного искусства»[118]. Эта линия была положена в основу реконструкции германских вооруженных сил.
Важнейшую роль в создании собственно германской теории воздушной войны сыграл Гельмут Вильберг, который с 1920 года был адъютантом фон Зекта и с 1924 года по его поручению занимался разработкой перспективных принципов войны в воздухе на основе опыта, полученного в Первой Мировой войне[119]. Результатом 2-х лет работы стало «Руководство по ведению оперативной воздушной войны» (Richtlinien für die Führung des operativen Luftkrieges)[120]. Это тоже был по-своему фундаментальный труд, который в основных положениях расходился с доктриной «дуэтизма». Главным моментом в нем было то, что он устранял дихотомию тактика-стратегия, вводя в оборот понятие «оперативной войны».
В начале 1933 года к власти в Германии пришли национал-социалисты во главе с Гитлером. Его ближайший сподвижник, Герман Геринг, прославленный летчик-ветеран ПМВ, получил должность рейхскомиссара воздушного транспорта и немедленно принялся за восстановление мощи немецких ВВС. В течение 2-х следующих лет велась интенсивная работа, результатом которой 1 марта 1935 года стал «выход из шкафа» возрожденных Люфтваффе. Этот же период, с 1933 по 1935, характеризуется ожесточенными спорами вокруг формы и содержания будущих ВВС Германии между сторонниками «дуэтизма» и национальной доктрины Вильберга.
Главным апологетом «дуэтизма» был еще один летчик-ветеран ПМВ, Роберт Кнаусс, который в 1920-е работал в «Люфтганзе». В 1933 году он написал, упомянутый ранее, фантастический роман «Воздушная война 1936. Разрушение Парижа», за который получил прозвище «немецкий Дуэ»[121]. Однако помимо романа, в том же 1933 году Кнаусс представил Герингу секретный меморандум «Немецкий воздушный флот», в котором содержался план «восстановления могущества Германии в Европе» и масштабного строительства флота стратегических бомбардировщиков. На основании этого меморандума в 1934 году была принята программа «Рейнланд», которая предусматривала постройку 822 бомбардировщиков и 245 истребителей. Кнаусс открыто выступал за воздушный террор в отношении гражданского населения вражеских мегаполисов.[122]
Однако уже в 1935 среди руководства германских ВВС наступает разочарование в «дуэтизме». Проведенные исследования и военные игры ясно демонстрировали невозможность успешных массированных налетов на такие города как Лондон и Париж в условиях мощной ПВО. Сторонник доктрины Вильберга, министерский секретарь по воздушным перевозкам Эрхард Мильх обратил дополнительно внимание на стремительное моральное устаревание существующих моделей самолетов и на необходимость ориентироваться на перспективные научно-технические разработки. Для модернизации стратегических бомбардировщиков требовалось дополнительное масштабное финансирование. В верхах министерства авиации начался разворот от политики количества к качеству. Дополнительный импульс этому придала неудача с программой создания стратегических бомбардировщиков сверхдальнего действия («Урал-бомберы» или «Америка-бомберы»), связанная в основном с производственными проблемами немецкой авиапромышленности, которая не могла в короткие сроки полностью преодолеть ограничения, наложенные Версалем. После гибели в 1936 году в результате несчастного случая начальника Главного штаба Люфтваффе Вальтера Вефера, инициатора и главного идеолога этой программы, она была свернута, так же, как и работы по прототипам сверхдальних бомбардировщиков Do-19 и Ju 89.[123]
Чаша весов качнулась от «дуэтизма» в сторону самостоятельной доктрины Люфтваффе. Гельмут Вильберг получил задание более глубоко и подробно проработать свои идеи, изложенные в «Руководстве» десятилетней давности. Итогом его работы стала «Инструкция по ведению оперативной воздушной войны № 16» (Luftwaffendienstvorschrift 16, L.Dv.16).[124] В том же 1936 году она была принята министерством Геринга в качестве концептуального документа, определяющего доктрину строительства и применения германских ВВС.
Именно этот документ (в отредактированной версии марта 1942 года он имел заголовок «Ведение воздушной войны» (Luftkriegführung)), излагающий стратегические принципы войны в воздухе, стал основой для деятельности Люфтваффе в течение всего периода Второй Мировой войны.
Фактически он состоит из двух частей: в первой части излагаются теоретические основы, задачи, цели, а также значение войны в воздухе в ведении войны в целом. Во второй части рассматриваются принципы управления, разведки, методов использования ВВС, организации наземных служб и снабжения, которые тематически разделены на 280 параграфов с высоким уровнем детализации.
С самого начала документ подчеркивает принципиально наступательный характер «оперативной войны в воздухе»: авиация с началом войны должна действовать над территорией противника, но при этом, в отличие от идей Дуэ, ее главной целью является не население или экономические центры, а вражеские вооруженные силы (параграф 2)[125]. Анализ всех 280 параграфов инструкции показывает, что 158 из них затрагивают вопросы наступательной тактики и стратегии и только 35 – оборонительной. Главным условием для успешной борьбы обозначается скорейшее завоевание господства в воздухе, а одним из оптимальных вариантов для этого рассматривается внезапный превентивный удар по вражеским ВВС на земле (параграф 104).
В параграфе 30 говорится: «Военное решение может быть достигнуто только во взаимодействии с другими родами вооруженных сил» (что также противоречит концепции Дуэ). Тут следует отметить, что этот принцип увязывает доктрину ВВС с общевойсковой военной доктриной «комбинированного военного управления», изложенной еще в рейхсверовской инструкции № 487 (Heeresdienstvorschrift 487) «Управление и боевые действия объединенных родов войск».[126] Несмотря на формальную независимость Люфтваффе, этот параграф фактически предопределяет совместную работу ВВС со стратегическими объединениями сухопутных сил, что в будущем выразится в стандартном присоединении воздушных флотов к группам армий.
Центральным пунктом для понимания специфики германской «оперативной воздушной войны» является то, что разделение задач ВВС на три части: 1) косвенных, 2) непосредственной поддержки войск на поле боя и 3) стратегические бомбардировки (удары по «источникам силы» в терминологии Дуэ), не сопровождается четким выстраиванием их структуры. Наоборот, Инструкция № 16 постулирует гибкость в принятии конкретных стратегических или тактических решений с условием активного взаимодействия с сухопутными силами и учетом их требований. Это является важнейшим отличительным признаком от дуэтизма и выросших из него прочих концепций, сосредоточенных вокруг двух противоположных полюсов «стратегии» и «тактики».
Таким образом, разработанная Г. Вильбергом концепция «оперативной воздушной войны» давала Люфтваффе большое преимущество в виде более прогрессивной и гибкой доктрины управления и взаимодействия с другими родами войск, а также гораздо более широкий спектр вариантов действий между двумя вышеуказанными «полюсами». Одновременно с непосредственной поддержкой сухопутных войск на поле боя, рассматривались косвенные методы поддержки в форме ударов по ключевым пунктам в тылу противника, по вражеским коммуникациям снабжения, аэродромам и узлам связи. На более высоком стратегическом уровне к ним добавлялись бомбардировки мостов, транспортных узлов, портов и объектов промышленности. Следует заметить, что эффективность стратегических бомбардировок прогнозировалась не очень оптимистично – выражались опасения, что эффект от них может запоздать или вообще не оказать большого влияния на положение на фронте.
Конечно же, Вильберг в своих разработках не мог пройти мимо ударов по гражданскому населению, столь популярных у последователей Дуэ. В Инструкции № 16 (L.Dv.16) они зашифрованы термином «удары мщения» (Vergeltungsangriffen) в случае, если противник начнет их первым.[127]
Еще одним важным моментом концепции Вильберга является принцип сосредоточения сил на главном направлении для решения конкретной поставленной задачи – Schwerpunktbildung, с помощью которого предполагалось преодолевать ограниченность ресурсов Люфтваффе. Этот принцип лег в основу организации высших объединений Люфтваффе в воздушные флота. Структура и обеспеченность этих объединений должны были давать им необходимую самостоятельность, возможность концентрировать силы на ключевых точках («шверпунктах») оперативно-стратегического масштаба, обеспечивая гибкость управления и баланс в действиях между стратегическим и тактическим уровнями.
В результате можно сделать вывод о том, что немецкие военно-воздушные силы подошли к началу Второй Мировой войны вооруженными не только передовой техникой и прекрасно подготовленным личным составом, но и самой универсальной, и как показали дальнейшие события, эффективной доктриной применения.
Первой пробой для германской концепции «оперативной воздушной войны» стала Гражданская война в Испании, в которой самое активное участие принял «добровольческий легион «Кондор». Возглавивший после гибели В.Вефера Главный штаб Люфтваффе генерал-лейтенант Альберт Кессельринг рассматривал этот конфликт как полигон для испытания теоретических выкладок, изложенных в Инструкции № 16.[128] Хотя концепция Вильберга получила практическое подтверждение, ограничения этой войны, связанные с политикой, характером боевых действий и местностью на которых они велись, сместили фокус внимания в тактическую часть спектра. Немцами был получен огромный опыт в непосредственной поддержке войск на поле боя. Результатом, к примеру, стало формирование VIII авиакорпуса, специализированного на штурмовых авиаударах. Другим результатом стало то, что Главный штаб Люфтваффе потребовал изменить планы конструирования последнего немецкого проекта бомбардировщика дальнего действия He-177 в пользу пикирующего бомбардировщика.[129]
Полноценная проверка концепции «оперативной воздушной войны» случилась в сентябре 1939 года. В соответствии с принципом завоевания господства в воздухе, рано утром 1 сентября Люфтваффе обрушили внезапный удар по польским самолетам, спокойно стоящим на своих аэродромах, и уже через неделю добились абсолютного контроля неба над польской территорией. Меры косвенной и непосредственной поддержки сухопутных войск позволили дезорганизовать сопротивление и парализовать коммуникации в польском тылу. В точном соответствии с положениями Инструкции № 16 вскоре Люфтваффе приступили к бомбардировкам объектов Варшавы, которые продолжались до падения польской столицы 28 сентября.
____________________
[114] Дирижабли на войне / Сост. В. А. Обухович, С. П. Кульбака. — М.: Харвест; М.: ООО «Издательство ACT», 2000-С.105
[115] Евгений Белаш. Смерть с неба: первая битва за Британию - https://warspot.ru/3310-smert-s-neba-pervaya-bitva-za-britaniyu
[116] Джулио Дуэ. Господство в воздухе. – М.: Воениздат НКО СССР, 1936
[117] Paul Sommer-Weisel. "Strategisches Scheitern? Die Luftwaffe an der Ostfront und der " Operative Luftkrieg", S.8
[118] Hans von Seeсkt (Author), Eckhard Henkel (Editor). Gedanken eines Soldaten (German Edition). Kindle Edition
[119] Корум Д. С. "Корни блицкрига": Ганс фон Зект и германская военная реформа - militera.lib.ru, 2007.
[120] Paul Sommer-Weisel. "Strategisches Scheitern? Die Luftwaffe an der Ostfront und der " Operative Luftkrieg", S.11
[121] Corum, James. The Luftwaffe: Creating the Operational Air War, 1918—1940. Lawrence, Kansas; 1997
[122] Paul Sommer-Weisel. "Strategisches Scheitern? Die Luftwaffe an der Ostfront und der " Operative Luftkrieg", S.12
[123] Корум Д. С. "Корни блицкрига": Ганс фон Зект и германская военная реформа - militera.lib.ru, 2007.
[124] Denny Stangneth. Der Krieg in der dritten Dimension. Über die Genese der deutschen Luftstreitkräfte von 1918 bis 1939. 2019
[125] L.Dv. 16 Luftkriegführung und Luftkriegführung als Nachdruck. - Bundesarchiv, BArch RL 1/658
[126] Paul Sommer-Weisel. "Strategisches Scheitern? Die Luftwaffe an der Ostfront und der " Operative Luftkrieg", S.17
[127] L.Dv. 16 Luftkriegführung und Luftkriegführung als Nachdruck. - Bundesarchiv, BArch RL 1/658
[128] Кессельринг А. Люфтваффе: триумф и поражение. Воспоминания фельдмаршала Третьего рейха. 1933–1947. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003
[129] Paul Sommer-Weisel. "Strategisches Scheitern? Die Luftwaffe an der Ostfront und der " Operative Luftkrieg", S.22
Фотогалерея
Другие статьи
-
11.06.20241033.2 Технология воздушной войны в «Битве за Британию»11.06.2024103В 1940 году германская «оперативная воздушная война» впервые дала сбой. Если Французская кампания была проведена Люфтваффе образцово, в очередной раз ...смотреть
-
11.06.20241213.3 Начало войны с Советским Союзом11.06.2024121Опыт, полученный командованием Люфтваффе в ходе «битвы за Британию», отразился при стратегическом планировании нападения на СССР. В своей директиве № ...смотреть
-
11.06.20241873.4 Вооружение бомбардировочной авиации Германии11.06.2024187Бомбардировщик Юнкерс Ju 88А-5[148] (типичные летные характеристики) Скоростной средний серийный бомбардировщик с двумя двигателями Jumo.21...смотреть