Воздушная война на Востоке. 1941
Германия
31.12.1941
BA/MA
Источник: BA/MA RL 2-IV 162.
Содержание
- Введение:
- Политическая предыстория
- Военная география СССР
- Военный потенциал Советского Союза
- Обзор хода общей операции:
- План ведения боевых действий сухопутными силами
- Ход операций сухопутных сил
- Состав и развертывание сухопутных сил и Люфтваффе
- Участие Люфтваффе в общей операции:
- Уничтожающий удар по советским ВВС в начале войны
- Действия 4-го Воздушного флота
- Действия 2-го Воздушного флота
- Действия 1-го Воздушного флота
- Действия части соединений 5-го Воздушного флота
- Заключение.
Раздел 4с. Действия 2-го Воздушного флота
План боевых действий группы армий «Центр», которой для взаимодействия был назначен 2-й Воздушный флот, заключался в операции на окружение и уничтожении клещевидными ударами (из районов Брест-Литовска и Сувалок) двумя танковыми групп массы вражеских наступательных сил, собранных в западном выступе русской территории севернее Припятских болот (в районе Белостока). Затем, во взаимодействии с группой армий «Север», планировался удар через Смоленск на Москву, с целью захвата русской столицы. В Москве были сконцентрированы все органы управления и большая часть промышленности европейской части России, а также она являлась главным узлом железнодорожной сети. Поэтому немецкое командование уверенно полагало, что падение Москвы приведет к слому всего русского сопротивления.
План боевых действий 2-го Воздушного флота:
- Поддержка группы армий «Центр», прежде всего ударных авангардов обеих танковых групп.
- Борьба с русскими ВВС таким образом, чтобы их воздействие на операции сухопутных сил было сломлено с самого начала.
- Налеты на административные и промышленные центры Москвы сразу после захвата удобных аэродромов в результате продвижения сухопутных войск.
Июнь:
Уничтожающий удар по русским ВВС 22 июня имел особенный успех в секторе 2-го Воздушного флота. Из общего количества 1811 уничтоженных в этот день русских самолетов более 900 можно записать на счет 2-го Воздушного флота. В результате в зоне ответственности флота в прифронтовой полосе в первый же день войны было завоевано господство в воздухе.
Это же позволило в первые же дни сосредоточить основные усилия на поддержке сухопутных войск.
Недалеко от крепости Гродно, которая была взята 23 июня, противник почувствовал, что его окружают с севера и предпринял яростную попытку прорыва, поставив бывшие там наши войска в сложное положение. Только с помощью крупномасштабных ударов соединений 2-го Воздушного флота, особенно VIII авиакорпуса, удалось удержать там фронт.
В следующие дни многочисленными разрушениями железных дорог, трасс и мостов соединениями 2-го Воздушного флота была сорвана попытка отступления на восток противника, попавшего в окружение с двух сторон в районе Белостока.
Удары по железнодорожной сети были расширены до района Гомель-Брянск-Смоленск-Могилев, их граница находилась в 600 км восточнее наших передовых танков.
Ночью с 28 на 29.6 был предпринят первый большой налет на русский большой город. 32 самолета II авиакорпуса с хорошим результатом сбросили бомбы на Смоленск, причем были созданы большие площади пожаров.
Работа истребителей в первые дни, также как и в секторе 4-го Воздушного флота, была направлена против советских бомбардировщиков, которые с большой интенсивностью наносили удары по танковым маршрутам и авангардам. В условиях быстрого наступления танков группы армий «Центр» часто возникали сложности с быстрым перебазированием истребителей вперед, много раз случалось так, что их дальности полета просто не хватало для прикрытия передовых танков с воздуха.
Особенного успеха 30.6 добилась своевременно переброшенная вперед 51-я истребительная эскадра, которая в этот день сбила 110 русских бомбардировщиков.
Июль:
До 8 июля группа армий «Центр» провела первое большое сражение на окружение в Восточной кампании, начатое еще в июне. Сходящиеся удары 2-й и 3-й танковых групп (на южном и северном флангах группы армий «Центр») и быстрый подход пехоты привел к двум большим котлам восточнее Белостока и западнее Минска. В окружение попали и были полностью разбиты четыре русских армии.
В своем дневном поздравительном приказе командующий группы армий обратил внимание, что победа в этом сражении стала возможной только с помощью 2-го Воздушного флота, который создал верное боевое товарищество с группой армий «Центр». Эта помощь, в частности, выражалась в таких формах, как было указано в разделе 4b при описании битвы на Киев.
Одновременно с непосредственной поддержкой войск, наступающих на Смоленск, удары 2-го Воздушного флота направлялись по вражеским аэродромам и, прежде всего, против сети железных дорог, которая была значительно разрушена на глубину до 300 км.
Утверждение сводки ОКВ от 13.7 о том, что в результате воздействия Люфтваффе на железнодорожную сеть противник лишился возможности для проведения контрнаступления большого масштаба, в полной мере относится к 2-му Воздушному флоту.
В результате быстрого продвижения сухопутных войск и появления возможностей для перемещения аэродромов на восток, уже через месяц после начала войны в эффективной зоне досягаемости наших бомбардировочных соединений оказалась сама Москва.
Ночью с 21 на 22.7 127 самолетов совершили первый налет на Москву. В ходе этого налета (как известно из сводки ОКВ, он стал ответной местью за советские бомбардировки Бухареста и Хельсинки) с высот 2000-4000 метров и при хорошей видимости на город было сброшено 104 тонны осколочных бомб и 46000 зажигательных бомб, что вызвало большие пожары. Несмотря на значительно сильный и меткий огонь зениток и противодействие нескольких ночных истребителей, в ходе этого налета был потерян всего один самолет.
В следующие две ночи были проведены повторные налеты на Москву: с 22 на 23.7 – силами 115 самолетов и ночью с 23 на 24.7 – силами 100 самолетов. Ходе каждого этого налета также было потеряно всего по одному самолету.
После этого налеты на Москву совершались постоянно: частично соединениями по 15-60 машин, частично одиночными самолетами.
Главными целями этих налетов были важные военные и промышленные объекты.
Всего в 1941 году в течение 87 разных дней было совершено 76 ночных и 11 дневных бомбардировочных налетов на Москву, в т.ч. следующими силами:
- 3 налета – свыше 100 самолетов;
- 6 налетов – свыше 50 самолетов;
- 19 налетов – 15-40 самолетов;
- 59 налетов – 3-10 самолетов.
В большом количестве налетов, особенно дневных, бомбы сбрасывались без прямой видимости земли, а только по данных радио- и Koppel-навигации.
Август:
В конце июля-начале августа главные усилия 2-го Воздушного флота были сосредоточены на поддержке сухопутных сил во время большого сражения у Смоленска, которое завершилось 5 августа после четырех недель боев.
Во второй половине августа южный фланг группы армий «Центр» сделал поворот на юг и организовал в районе Гомеля еще одно окружение для советских войск, после чего восстановил наземную связь между группами армий «Юг» и «Центр», до той поры разделенную Припятскими болотами. В этом сражении на окружение соединения 2-го Воздушного флота снова успешно работали в интересах сухопутных войск.
Сентябрь:
В сентябре главная работа 2-го Воздушного флота снова заключалась в непосредственной поддержке сухопутных войск на поле боя и в борьбе с вражеским железнодорожным сообщением.
В середине месяца флоту были приданы одна испанская и одна хорватская истребительные эскадрильи (были подчинены VIII авиакорпусу).
Начиная с 13.9, южный фланг группы армий «Центр» (который после окончания сражения у Гомеля и форсирования Десны продвинулся на юго-восток на Ромны), совместно с группой армий «Юг» участвовал в большом сражении на окружении восточнее Киева. Там снова успешно действовали соединения 2-го Воздушного флота.
Из числа стратегических налетов в сентябре, помимо налетов на Москву, было осуществлено два налета на авиазавод в Воронеже и по одному налету на пороховую фабрику в Брянске, завод взрывчатки в Туле, завод боеприпасов и два склада боеприпасов.
Октябрь:
2 октября группа армий «Центр» на широком фронте перешла в большое наступление, в ходе которого в результате взаимосвязанной операции в двух больших котлах у Вязьмы и Брянска были окружены и уничтожены 8 советских армий.
В успехе этих окружений особенно большую роль сыграли соединения 2-го Воздушного флота.
Вражеские войска в котле западнее Вязьмы оказались настолько плотно скучены, что по донесениям летавших там бомбардировщиков, каждая бомба находила себе цель среди людей и техники.
Большого успеха удалось добиться 4 октября, когда в результате налета II авиакорпуса было уничтожено 10 эшелонов, загруженных танками. В другой день прямыми попаданиями на одной железнодорожной ветке было уничтожено 55 поездов и еще 22 повреждены настолько, что не могли дальше ехать.
Стоит вспомнить один очень необычный эпизод из времен того сражения: штурмовики и пикировщики II авиакорпуса 1,5 часа подвергали непрерывным ударам (сбрасывая бомбы и ведя обстрелы с воздуха) окрестности одной переправы через Снопот и сорвали все попытки врага взорвать этот мост, пока наконец не подошли наши танки и не захватили этот важный объект. Пожалуй, это является уникальным случаем захвата переправы воздушными силами.
После двойного сражения у Вязьмы и Брянска, группа армий перешла в наступление на Москву.
Для поддержки наступления 2-й танковой группы 23 октября 2-й Воздушный флот провел сосредоточенный удар в направлении Тулы. Несмотря на плохую погоду, в этот день было совершено 304 вылета бомбардировщиков и «штук», которые вмешивались в ход боев, несмотря на облачность на высоте всего 50 метров.
24 октября майор Лютцов одержал свои 99-ю, 100-ю и 101-ю победы в воздухе.
В конце месяца наступление на Москву застопорилось из-за плохой погоды и распутицы. Не только танки не могли проехать вперед; в грязи глубиной 1 метр на дорогах увязали даже гужевые подводы. К примеру, снабжение войск в районе Калинина можно было осуществлять только по воздуху.
Из-за частично полностью размокших аэродромов, вылеты соединений 2-го Воздушного флота в конце месяца стали сильно затруднены и частично невозможны.
Помимо продолжения налетов на Москву, в октябре был проведен стратегический налет на авиазавод в Воронеже (один самолет из 122-й группы дальней авиаразведки добился двух попаданий сверхтяжелыми калибрами в большой монтажный цех, что надолго вывело из строя этот завод, который ранее выпускал по 16 истребителей ежедневно).
Ноябрь:
В ноябре плохая погода значительно ограничила действия соединений 2-го Воздушного флота.
Помимо поддержки наступающих с тяжелыми боями на Москву сухопутных соединений, в течение 3-х дней подряд были проведены налеты против промышленных предприятий города Горький, причем главной целью был автозавод «Максим Горький». В этих налетах 4.11 участвовал 51 бомбардировщик, 5.11 – 25 и 6.11 – 18 бомбардировщиков.
15 ноября управление II авиакорпуса было выведено с Восточного фронта, а его место занял штаб 2-го командования ближнебомбардировочной авиации (Nakafu.2).
30.11 штаб 2-го Воздушного флота был переведен в Дрезден и потом возглавил все соединения, размещенные в Италии, Греции и Средиземном море.
Вместо 2-го Воздушного флота его оставшиеся на Восточном фронте соединения сначала принял штаб VIII авиакорпуса.
Декабрь:
Плохая погода и суровый мороз (до минус 30 градусов) осложнили и ограничили действия авиасоединений в декабре 1941.
Начиная с 8 декабря, передовые части сухопутных войск, в нескольких местах подошедшие уже на 20 км к Москве, вынуждены были начать отступление под ударом численно превосходящего, свежего и хорошо оснащенного для зимних условий противника.
Отход, который был особенно осложнен морозами и нехваткой зимнего обмундирования у наших войск, обеспечивался действиями соединений VIII авиакорпуса (и подчиненного ему Nakafu.2), насколько это позволяла погода.
В эти дни в первый раз на Восточном фронте наземный персонал Люфтваффе и зенитные подразделения были сведены в «боевые группы Люфтваффе», участвовали в наземных боях и укрепили свое боевое товарищество с тяжело сражающимися сухопутными войсками.
Для дополнительной помощи группе армий «Центр», VIII авиакорпус получил в свое подчинение пять переброшенных из Германии транспортных авиагрупп Ю-52, объединенных под началом начальника воздушного транспорта, полковника Морцика.
О том, насколько глубока была степень интегрированности поддержки Люфтваффе в общее командование, говорит тот факт, что командир VIII авиакорпуса несколько дней исполнял обязанности выбывшего из строя командира VI армейского корпуса.
Из числа стратегических налетов в декабре было осуществлено только два налета на авиазавод в Рыбинске.
Схема – стратегические налеты в 1941 г. (центральный и северный участки фронта):