Воздушная война на Востоке. 1943
Германия
31.12.1943
BA/MA
Источник: BA/MA RL 2-IV 164
Действия Люфтваффе в секторе группы армий «Центр» в 1943 году
Январь:
Начавшиеся с конца ноября атаки далеко превосходящих советских сил на окруженный опорный пункт Великие Луки к началу 1943 года достигли своей кульминации. Потребовалось сосредоточение всех сил военно-воздушного командования «Восток» для непосредственной поддержки оборонительных боев и для снабжения по воздуху гарнизона Великих Лук. Поддержка поля боя и доставка грузов днем и ночью с помощью «бомб снабжения» и грузовых планеров, не взирая на плохие погодные условия и в целом сильную ПВО, также как в Сталинграде было связано с жертвами и потерями.
После того, как противнику удалось вклиниться в восточную часть опорного пункта, гарнизон отступил к цитадели и продолжал ожесточенно сражаться, несмотря на превосходящую советскую мощь. Боеприпасы и минимальное продовольствие доставлялось на одиночных Ю-87, которые в пикировании прицельно сбрасывали «бомбы снабжения» на цитадель.
Предпринятое наступление 6 января с целью деблокирования крепости получило поддержку соединений бомбардировщиков и «штук», которые действовали несколько дней в условиях низкой облачности и снегопада. Несмотря на это, из-за большого советского превосходства в силах наше наступление не смогло разорвать кольцо окружения и дойти до цитадели.
Вследствие этого защитники цитадели получили приказ прорываться на запад. Оставив примерно 200 раненых с медицинским персоналом, сохранившим боеспособность остаткам гарнизона численностью 15 офицеров и 87 унтер-офицеров и рядовых ночью с 16 на17 января удалось прорваться к нашим линиям.
Во второй половине дня на первый план вышли удары по вражескому железнодорожному сообщению. В результате многих успешных дневных и ночных налетов, прежде всего по станциям Калинин, Торопец и Великополье, вражескому снабжению был нанесен чувствительный урон.
Февраль:
В конце января-начале февраля большое советское наступление, предпринятое на стыке групп армий «Юг» и «Центр», привело к глубокому вклинению в секторе 2-й армии в районе Курска, который оказался в руках противника. Из-за этого линию разграничения между обеими группами армий пришлось сместить на юг, в результате 2-я армия оказалась в составе группы армий «Центр».
Всеми своими силами соединения военно-воздушного командования «Восток» поддерживали тяжелые оборонительные бои на участке вклинения у Курска.
Со 2 февраля главные усилия Люфтваффе полностью были сосредоточено на непосредственной поддержке 2-й танковой армии, которая сражалась на большой дуге у Орла, отражая одновременные сильные атаки из участков вклинения у Курска и из района Сухиничи.
Март:
Продолжавшаяся почти весь март зимняя битва у Орла потребовала, чтобы авиация занималась исключительно поддержкой сухопутных войск на Орловской дуге.
Помимо непосредственной поддержки на поле боя, заметная помощь тяжело бьющимся наземным войскам оказывалась в результате сильных ударов сосредоточенными силами по узлам коммуникаций Ливны, Елец и Курск, которые имели особое значение как центры снабжения для вражеского наступления в секторе 2-й танковой армии.
Полный успех обороны 2-й танковой армии в этом 8-недельном зимнем сражении у Орла был достигнут в значительной степени благодаря усилиям соединений военно-воздушного командования «Восток».
Апрель/май/июнь:
После окончания зимнего сражения у Орла и нашего отхода с дуги у Вязьмы, ситуация на фронте стабилизировалась и успокоилась. Поэтому с апреля по июнь Люфтваффе в основном занимались борьбой с вражеским железнодорожным сообщением.
Неожиданные дневные и ночные налеты крупных соединений наносили большой ущерб важнейшим железнодорожным узлам, прежде всего тем, где авиаразведка обнаруживала особенно плотные скопления войск. Хорошие успехи были достигнуты в ходе охоты за транспортными и войсковыми эшелонами на «свободных» железнодорожных ветках, особенно если в результате повреждения или разрушения мостов возникали пробки из поездов, бывшие лакомыми целями. Охота за эшелонами велась также и по ночам, как только это позволяла погода и условия видимости. Из-за такой интенсивности воздействия и без того не очень плотной железнодорожной сети и небольшим перевалочным возможностям советских железных дорог был нанесен чувствительный урон, а боеспособность противника соответственно значительно сократилась.
Помимо борьбы с вражеским железнодорожным сообщением в ходе этих месяцев Люфтваффе усилили поддержку войск в вопросе борьбы с бандами. Увеличившаяся активность партизан, перемешанных с регулярными подразделениями, доставляемыми противником по воздуху, нацеленная прежде всего против сети железных дорог в тылу фронта, вынудила группу армий «Центр» вынудила проводить настоящие войсковые операции против банд. Авиация участвовала в них, проводя бомбардировки партизанских опорных пунктов и населенных пунктов, в которых они закрепились, и оказывая сухопутным войскам хорошую помощь. В основном такие вылеты проводились в рамках подготовки не имеющих фронтового опыта экипажей или при обучении слепым полетам, в результате чего увеличилась боевая мощь соединений военно-воздушного командования «Восток» (которое с 11 мая стало именоваться 6-м Воздушным флотом) при налетах на собственно районы, занятые войсками противника.
В июне 6-й Воздушный флот впервые предпринял налеты крупными силами (в которых участвовали также приданные соединения 4-го Воздушного флота) по чисто стратегическим целям. В результате семи ночных налетов на танковый завод в Горьком и двух ночных налетов на резинотехнический комбинат в Ярославле были достигнуты хорошие результаты, а заводские сооружения получили серьезные разрушения.
Непосредственная поддержка на поле боя в апреле и мае ограничилась только действиями пикирующих бомбардировщиков, истребителей-бомбардировщиков и сбросами бомб с ближних авиаразведчиков в ходе выполнения разведывательных вылетов.
Боеспособность вражеской авиации была значительно снижена в результате частых успешных налетов на вражеские аэродромы, особенно соединениями истребителей-бомбардировщиков.
Июль:
Наступление 9-й армии из района южнее Орла в направлении Курска совместно со встречным наступлением 4-й танковой армии из района Белгорода, которое имело целью срезать далеко выдающийся на запад выступ советского фронта, которое началось в начале июля, снова без остатка поглотило все усилия Люфтваффе, которые были направлены на непосредственную поддержку войск.
Сосредоточенные соединения 6-го Воздушного флота обеспечили прорыв 9-й армией прорыв глубоко эшелонированной советской обороны, оказав эффективную помощь войскам и вмешиваясь в ход наземных боев. Было завоевано полное господство в небе над полем сражения. Насколько немецкие истребители контролировали воздух, к примеру, говорит факт сбития 117 советских самолетов в один-единственный день 6 июля, причем только с единственной собственной потерей.
Мощные атаки крупных советских танковых соединений в направлении Орла на северо-восточном фронте 2-й танковой армии во второй неделе июля вынудили переместить сюда существенные силы 6-й го Воздушного флота для непосредственной поддержки тяжелых оборонительных боев.
Но и 9-я армия продолжала получать помощь с воздуха. После того, как ее войска прорвали советскую систему обороны, они встретились с подготовленными в ее глубине превосходящими советскими танковыми массами и перешли к обороне.
По этим причинам основная масса соединений 6-го Воздушного флота постоянно была задействована для непосредственной поддержки сухопутных войск. Против железнодорожных целей предпринимались только единичные ночные налеты.
Отдельные самолеты в рамках обучения слепым полетам продолжали воздействовать по целям в районах действия банд.
Август/сентябрь:
В начале августа проводимые с большой мощью советские атаки усилились на дуге у Орла. Крупное наступление превосходящими вражескими силами также началось и на участке фронта западнее и юго-западнее Вязьмы. Все это вынудило группу армий Центр» отвести свой фронт, чтобы сохранить его целостность. До конца сентября группа армий отошла на общую линию, протянувшуюся примерно от 50 км западнее Чернигова до 25 км юго-восточнее Невеля (в северном направлении).
Это отступление под сильным нажимом с советской стороны потребовало поддержки всеми силами 6-го Воздушного флота. Днем авиация оказывала непосредственную поддержку наступательным боям, ночью наносила удары по вражескому железнодорожному сообщению.
Октябрь:
В первой половине октября авиация в основном была занята поддержкой II-го авиаполевого корпуса, который отражал мощные атаки превосходящих советских сил в районе юго-восточнее Невеля.
В конце месяца ухудшение погоды позволяло проводить вылеты только в очень ограниченных масштабах.
Частые диверсии на железнодорожных ветках, организованные бандами, и непроходимость трасс вследствие плохих погодны условий сделали необходимым увеличение работы транспортной авиации, которая привозила боеприпасы и вывозила раненых.
Ноябрь/декабрь:
Затянувшийся период плохой погоды в ноябре и декабре позволил соединениям 6-го Воздушного флота совершать вылеты только в немногие дни. В основном они были направлены на поддержку сухопутных войск в районах южнее Невеля и западнее Речицы, где враг смог добиться глубоких вклинений.
Помимо этого, продолжались постоянные вылеты с целью борьбы с бандами в нашем тыловом районе. Несмотря на плохую погоду, в условиях почти полного отсутствия противодействия противника они проводились на низких высотах, что уже было невозможно на самом фронте.