Катрич Алексей Николаевич
лейтенант
Дата рождения: 25.10.1917
Дата смерти: 25.11.2004

Заместитель командира авиационной эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Московской зоны ПВО, лейтенант (09.10.1938). Герой Советского Союза (28.10.1941).
11 августа 1941 года в воздушном бою тараном сбил самолёт-разведчик противника Do 215 на высоте 9 000 метров, после чего благополучно приземлился на своём аэродроме.
Родился в селе Алексеевка Валковского уезда Харьковской губернии (ныне Краснокутского района Харьковской области). В 1933 году окончил 7 классов школы. До 1934 года работал зоотехником в колхозе «Червоный Факел» (Валковский район Харьковской области). В 1935 году окончил рабфак при Харьковском зоотехническом институте.
В Красной Армии с сентября 1935 года. В 1938 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. После выпуска служил лётчиком 27-го истребительного авиационного полка Московского военного округа.
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – июне 1942 – лётчик, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 27-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Московской зоны ПВО. Участвовал в обороне Москвы, защите города и тыловых коммуникаций Западного фронта от налётов вражеских бомбардировщиков.
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1941 года лейтенанту Катричу Алексею Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В июне 1942 – октябре 1943 – командир авиационной эскадрильи 12-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО. Воевал в составе Московского и Западного фронтов ПВО. Участвовал в защите Москвы и тыловых коммуникаций Западного фронта от налётов вражеских бомбардировщиков. Всего за время войны совершил 258 боевых вылетов на истребителях МиГ-3, Як-1 и Як-9, в 27 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 10 самолётов противника.
В ноябре 1943 – январе 1946 – штурман 12-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО, до 1944 года нёс боевые дежурства в системе ПВО города Москвы.
После войны окончил Военно-воздушную академию и Военную академию Генерального штаба, проходил службу на командных и штабных должностях вплоть до командующего воздушной армией. В 1973-1977 годах был первым заместителем министра гражданской авиации СССР. В 1978-1986 годах – заместитель главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами государств – участников Варшавского договора по ВВС. В ноябре 1987 года уволен в отставку в звании генерал-полковника авиации.
Заслуженный военный лётчик СССР (19.08.1965).
Награждён орденом Ленина (28.10.1941), орденом Октябрьской Революции (18.02.1981), 4 орденами Красного Знамени (03.11.1943, 22.02.1956, 31.10.1967, 21.02.1969), орденом Александра Невского (31.08.1944), 2 орденами Отечественной войны I степени (24.07.1943, 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (15.11.1950, 23.10.1987), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (17.02.1976), российским орденом Почёта (26.01.1998), медалями и иностранными наградами.
11 августа 1941 года лейтенант А.Н. Катрич в 9.30 на истребителе МиГ-3 в паре с лейтенантом М.И. Медведевым вылетел на перехват вражеского разведчика Do 215, идущего курсом на Бологое. Вскоре у ведомого перегрелся двигатель, и он был вынужден вернуться на аэродром. Тогда А.Н. Катрич в одиночку бросился за «Дорнье». Не дойдя до Бологого, противник развернулся и пошёл вдоль железной дороги Москва – Ленинград. А.Н. Катрич настиг его над городом Осташков на высоте около 9 000 метров и с расстояния 100 метров прошил пулемётной очередью от хвоста к мотору весь самолёт. Стрелок из кабины открыл ответный огонь, но не причинил вреда истребителю. Второй очередью А.Н. Катрич поджёг один из двигателей, третьей – убил стрелка. Следующей очередью он намеревался ударить по кабине пилота, но патроны кончились. «Дорнье» продолжал лететь.
Тогда А.Н. Катрич принял решение таранить. Быстро сближаясь с бомбардировщиком, зашёл к нему под небольшим углом с левой стороны и концами винта своего самолёта повредил стабилизатор и киль. После этого мгновенно убрал газ и отвернул истребитель в сторону, чтобы не задеть плоскость «Дорнье». Самолёт противника качнулся, потом свалился на крыло и пошёл вниз, вскоре он врезался в землю возле села Старица и сгорел. А лейтенант А.Н. Катрич благополучно приземлился на свой аэродром. Единственным повреждением истребителя оказались погнутые концы двух лопастей винта. Это был первый в мире высотный таран.
Источники:
- сайт «Международный патриотический интернет-проект «Герои страны» – https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=444;
- сайт «Советские лётчики - асы. Герои воздушных войн 1936 - 1953 гг.» – http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/k/katrich.htm.